На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Актуально

01.03.2010 АСКУЭ: вопросы, решения и совершенствование методов использования систем

 

АСКУЭ: вопросы, решения и совершенствование методов использования систем

 

В настоящее время энергетика развитых стран постепенно переходит к использованию высоких технологий в энергетических системах. Все чаще в энергосистемах применяются прогрессивные компьютерные технологии и цифровая интеллектуальная техника. В Беларуси также продолжается реализация программы создания современных автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ) у потребителей и в энергосистеме.

 

Индукционные счетчики электрической энергии уходят в прошлое, при проекти­ровании современных АСКУЭ применяют только электронные электросчетчики. В электросчетчиках нового поколения используются современные достижения микроэлектроники, которые представляют практически неограниченные сервисные возможности. Рассмотрим, как развивался рынок электронных приборов учета электроэнергии в Беларуси в 2009 г.

В таблице представлены данные по обзору рынка электронных счетчиков электроэнергии в 2009 г. по сравнению с 2008 г. К сожалению, получить информацию по некоторым предприятиям в силу различных причин не удалось. Проанализировав полученные данные по состоянию рынка электронных счетчиков в 2009 г. по сравнению с предшествующим годом, можно предположить, что наблюдался незначительный рост объема внутреннего рынка – около 2–4,5  % (при условии, что компании ЗАО «Нипекс» и СООО «БЕЛТЕЛЕКАРТ-М» сработали на прошлогоднем уровне). Для сравнения: рост рынка электросчетчиков в Беларуси в 2008 г. по отношению к предыдущему году составил около 19  % [1].

 

 

Таблица

Рынок электронных счетчиков в Беларуси в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Производитель/поставщик

Производство/поставка, шт., 2009 г.

Производство/поставка, шт., 2008 г.

Всего, шт., 2009/2008 гг.

Рост во втором полугодии 2009 г.,  %

Рост по сравнению с 2008 г.,  %

1-фазные

3-фазные

1-фазные

3-фазные

ЗАО «ФЗИП «Энергомера»

28 380

25 669

23 152

22 425

54 049/45 577

+46

+19

РУП «ВЗЭП»

43 271

9 119

29 183

8 029

52 390/37 212

+49

+41

НП ООО «Гран-Система-С»

18 900

8 700

20 900

19 900

27 600/40 800

–15

–32

ОАО «БЭМЗ»

15 317

1 991

20 573

54

17 308/20 627

+63

–16

ЗАО «ГомельЭнергоСервис»

423

1 300

423/1 300

+207

–67

ПРУП «Завод «Электроника»

3 000

7

4 534

33

3 007/4 567

+51

–34

ПСДТУ РУП «Гродноэнерго»

50

3 018

834

3 068/834

–14

+268

ООО «Энергометсистема»

1 200

330

540

384

1 530/924

+101

+66

ЗАО «ЗапСиб»

156

нет данных

нет данных

156/нет данных

+29

нет данных

ЗАО «Нипекс»

нет данных

2 796

1 804

нет данных/4 600

нет данных

СООО «БЕЛТЕЛЕКАРТ-М»

3 820

2 090

нет данных/5 910

ЗАО «Эльгама Электроника»

120

нет данных/120

Итого

110 118

49 413

105 498

56 973

159 531/162 471

 

Сохранение рынка на прежнем уровне, несмотря на кризисный год, оказалось возможным благодаря лидерам производства электронных счетчиков в Беларуси – ЗАО «ФЗИП «Энерго­мера» и РУП «ВЗЭП», которые нарастили объемы выпуска и поставок приборов по сравнению с 2008 г. соответственно на 19 и 41  %. Их доля на рынке электросчетчиков существенна и составляет: ЗАО «ФЗИП «Энергомера» – около 32  % (в 2008 г. – 28  %), а РУП «ВЗЭП» – около 31  % (в 2008 г. – 23  %). Замыкают четверку лидеров рынка счетчиков НП ООО «Гран-Система-С» с долей в 16  % (в 2008 г. – 25  %) и ОАО «БЭМЗ» с долей на рынке 10  % (в 2008 г. – 13  %).

Из таблицы видно, что существенно увеличили поставку своей продукции ПСДТУ РУП «Гродноэнерго» и ООО «Энергометсистема», у остальных предприятий наблюдалось уменьшение объемов. Кроме того, очевидно, что почти у всех предприятий отмечался рост поставок счетчиков во втором полугодии 2009 г. по сравнению с первым полугодием. Объем рынка приборного учета в Беларуси в 2009 г. можно оценить приблизительно в 30–35 млн долл. (около 160–165 тыс. приборов).

В Центре испытаний (ПСДТУ РУП «Гродноэнерго») прошли испытания новые белорусские электронные однофазные счетчики электрической энергии МС1000 (ЗАО «Завод контрольно-измерительной аппаратуры», г. Молодечно) и СЭЭО (ОДО «ЭкоМера», г. Минск). Кроме того, была проведена экспериментальная проверка АСКУЭ-быт многоквартирного жилого дома, выполненная на основе счетчиков электрической энергии МС1000. Разработка верхнего уровня АСКУЭ и УСПД принадлежит ООО «РовалэнтСпецСервис».

В энергетической отрасли проводится научно обоснованная техническая политика в области приборного учета электроэнергии, базирующаяся на эффективной системе испытаний и отбора средств учета электроэнергии для применения в составе АСКУЭ. В текущем году также будет продолжена работа по исследованию эксплуатационных характеристик средств учета и по ведению Отраслевого рекомендуемого перечня средств коммерческого учета электрической энергии (далее – Перечень). Отраслевое влияние последнего осуществляется через техническую политику Минэнерго и подведомственных организаций, которая сформулирована в ранее утвержденных ГПО «Белэнерго» технических требованиях к АСКУЭ различного назначения и в других отраслевых документах, а также соответствует общепринятым стандартам на средства измерения и учета электроэнергии.

Согласно Положению об отраслевом Перечне [2] факт наличия средства коммерческого учета электроэнергии в Перечне должен быть одним из главных критериев оценки предложений поставщиков при тендерных закупках этих средств учета. Необходимыми условиями включения средств учета в Перечень являются: прохождение ими отраслевых испытаний в Центре испытаний и экспериментальная проверка средств учета в течение не менее 6 месяцев на реальном объекте. Дополнительным необходимым условием включения в Перечень является наличие на территории Беларуси организации (резидента), осуществляющей сопровождение данных средств учета, включая их поставку, диагностику, параметрирование, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Лаборатория учета электрической энергии РУП «БЕЛТЭИ» предложила заполнить анкету по системе отраслевых испытаний средств коммерческого учета электроэнергии изготовителям таких приборов, но, к сожалению, откликнулись только отечественные государ­ственные производители: РУП «ВЗЭП», ОАО «БЭМЗ» и ПРУП «Завод «Электроника». Из анкет видно следующее: практически единогласно участники опроса считают, что отраслевые испытания позволяют объективно оценить достоинства и недостатки каждого предлагаемого изделия в техническом плане.

Часто можно услышать жалобы от производителей счетчиков о невозможности их продать без внесения в Перечень. Здесь следует еще раз отметить, что Перечень не подменяет собой Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, а сужает допустимый круг рекомендуемых средств учета электроэнергии за счет дополнительных требований к эксплуатационным характеристикам для применения в составе коммерческих АСКУЭ, создаваемых в республике в соответствии с постановлением Совета Министров от 02.08.2005 г. № 847. Другие средства, не используемые в составе АСКУЭ, не требуют дополнительных испытаний и могут применяться для технического или коммерческого учета электроэнергии по факту своего нахождения в Госреест­ре. Это необходимо учитывать изготовителям при развитии производств, и, кроме того, им необходимо ориентироваться не только на рынок Беларуси, но и на внешние рынки.

В соответствии с Программой создания в республике в 2006–2012 гг. АСКУЭ разрабатывается организационная структура управления приборным учетом электроэнергии на объектах энергосистемы и потребителей. Есть надежда, что после разработки указанной структуры будет создан единый координационный центр, который будет заниматься вопросами, связанными с созданием и функционированием АСКУЭ, включая и вопросы тарифной политики, и сможет обеспечить обратную связь с эксплуатирующими организациями. Этот центр должен будет обеспечить управление всеми процессами создания АСКУЭ, такими как закупка приборов, разработка программных комплексов, эксплуатация, метрологическое обеспечение систем и т. д. В перспективе центр сможет регулировать вопросы по созданию системы комплексного учета энергии и энергоресурсов (АСКУЭ является всего лишь фрагментом такой системы). В центр должна стекаться информация о модернизации АСКУЭ (например, о замене устаревших приборов, вводе новых каналов связи) или о любом изменении в системе (замена счетчика или трансформатора), должна вестись статистика отказов.

Возможно, тогда легче будут решаться и метрологические вопросы, связанные с АСКУЭ. Хорошо было бы знать, сколько сегодня расходует энергосистема на метрологическое обеспечение своих приборов, сколько будет тратить, например, на метрологическую аттестацию всех своих АСКУЭ в целом (метрологи считают, что метрологиче­ской аттестации подлежит вся система, каждая АСКУЭ является уникальной). Поскольку любое изменение в системе будет приводить к переаттестации всей АСКУЭ, не будет ли более выгодно, как и прежде, рассчитываться между сторонами за электроэнергию по показаниям счетчиков? Системы потребителей и вовсе будут находиться в постоянном состоянии переаттестации. В РУП «БЕЛТЭИ», например, собраны многолетние тома статистики отказов, замены вышедшего из строя оборудования систем учета и контроля за электропотреблением (обслуживание более 50 заводов по радиосети). Необоснованные затраты на метрологическое обслуживание на предприятиях снижают конкурентоспособность продукции и в конечном счете ложатся на плечи покупателей в виде повышения цены. Финансовые затраты на метрологическое обеспечение систем должны быть оправданы, т. е. после этих затрат АСКУЭ должны улучшить свои метрологические характеристики и адаптироваться к развивающимся рыночным отношениям, а энергосистема и потребители электроэнергии – получить экономию.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области информационно-измерительных систем, в том числе и АСКУЭ, происходит очень медленно. При разработке новых технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) возникает, например, необходимость использования новых терминов и основных понятий в области цифровых АСКУЭ, которые должны заменить ряд существующих, но устаревших. Например, на территории Беларуси в области измерительных систем действуют такие старые стандарты, как ГОСТ 22315-77 Средства агрегатные информационно-измерительных систем. Общие положения или ГОСТ 8.437-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Системы информационно-измерительные. Метрологическое обеспечение. Основные положения (кстати, в России они уже давно заменены на новые).

В области информационных технологий действующих 30-летних ТНПА множество. Кроме того, эти документы ссылаются на ряд ГОСТов, которые уже не действуют либо вовсе отменены без замены. Вот и возникают различия в терминологии (и не только!) в ТНПА, применяемых в различных отраслях. Например, исчез термин «метрологическое обеспечение». ГОСТ 1.25-76 Государственная система стандартизации. Метрологическое обеспечение. Основные положения давно отменен без замены, а в новых законах Республики Беларусь и ТНПА этот термин не предусмотрен. Но в то же время существует множество действующих стандартов с применением указанного термина, например, метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем, метрологиче­ское обеспечение эксплуатации атомных станций и т. д. Или, например, разработан новый ТНПА – ТКП 085-2007 «Метрологическое обеспечение организаций Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь», а РУП «БЕЛТЭИ» разрабатывает порядок метрологического обеспечения АСКУЭ.

Самым главным вопросом в АСКУЭ было и остается совершенствование методов их использования. После создания современных автоматизированных систем выработки, передачи, распределения и потребления электрической энергии непременно должны быть «выставлены» требования к управлению электрическими нагрузками в Беларуси. Снижение темпа прироста пиковой мощности при помощи уплотнения суточных графиков нагрузок – самый значительный эффект, который может получить энергосистема, что неоднократно упоминалось в публикациях, например [3]. Управление электрическими нагрузками энергосистемы подразумевает использование эффективных тарифных систем как самого действенного и справедливого косвенного метода управления нагрузками. Но внедрение таких тарифов по-прежнему остается больным вопросом.

Есть надежда, что в этом году дело сдвинется с «мертвой точки». Согласно постановлению Совета Министров Беларуси от 25 января 2010 г. № 92 «О дополнительных мерах по рациональному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в 2010 году» ряду органов государственного управления поручено в целях экономного и бережливого использования топливно-энергетических ресурсов населением внести соответствующий проект по применению дифференцированной платы за пользование тепловой и электрической энергией, холодной и горячей водой в зависимости от объемов потребления.

Такие тарифные системы на электроэнергию уже не раз предлагались энергетиками, проходил и эксперимент по использованию дифференцированного по временным периодам тарифа для населения с получением экономического эффекта (пусть и незначительного) для энергосистемы. Но сегодня такой тариф используют не более сотни бытовых абонентов (из 4 млн абонентов) в силу привлекательности одноставочного тарифа на электрическую энергию.

Вопрос можно довольно просто решить увеличением одноставочного тарифа с одновременным предложением перейти на дифференцированный тариф. И, например, так рассчитать тарифные ставки, чтобы электронный электросчетчик, приобретенный бытовым абонентом, окупался за полгода. Дальше, после того, как жильцы многоквартирного жилого дома установят более 70  % электронных счетчиков, целесообразно, чтобы и Энергосбыт установил в этом доме АСКУЭ-быт. Для того чтобы построение АСКУЭ было возможным, можно прописать для этого дома определенный тип счетчика, но и это уже не обязательно, так как некоторые компании имеют возможность осуществлять сбор данных об энергопотреблении с любых типов приборов учета различных производителей. Это только один из предложенных вариантов «тарифного меню» и построения АСКУЭ-быт для бытового абонента.

Управлять электропотреблением в жилищном секторе позволяют бытовые электроприборы, возможности которых в ближайшем будущем и вовсе станут практически безграничными. Многие разработчики бытовой автоматизации уже сегодня предлагают так называемые умные дома с интеллектуальной системой дистанционного управления объектами. «Умный дом» способен распознать изменения в системе относительно заданного состояния и выполнить определенную команду (например, выключить свет или включить стиральную машину) либо информировать хозяина дома о данном изменении.

Регулирование электропотреблением – это только часть (правда, самая значительная) комплексной интеллектуальной системы, которая позволяет решить вопросы сигнализации, климат-контроля в помещении и многие другие при помощи пульта дистанционного управления, компьютера, через Интернет, мобильный телефон и даже с помощью собственного голоса. Забыв утром выключить утюг, не нужно возвращаться домой, а можно все исправить при помощи мобильного телефона. Кто-то скажет, что у нас такого еще нет, но и мобильных телефонов несколько лет назад не было практически ни у кого, а сегодня у операторов мобильной связи Беларуси уже более 8 млн абонентов.

Совершенствовать тарифную политику (и в бытовом секторе, и в промышленном) в сложившихся географических и экономических условиях дефицита энергоресурсов важно и необходимо. Но все новые тарифные системы должны быть апробированы! На результатах апробирования должны делаться выводы о распространении или прекращении данного «тарифного меню» (чтобы новый введенный тариф не оказался неэффективным или вообще провальным). В перспективе принимать решение о введении современных дифференцированных тарифов для потребителей различных категорий все равно придется – это вопрос времени.

Энергетика и высокие технологии, так называемые хай-тек, друг к другу в мире все ближе. В Беларуси также есть все предпосылки для совершенствования методов использования АСКУЭ с тем, чтобы уплотнялись графики нагрузок потребителей, снижался темп ввода генерирующих источников, экономилось топливо. И главное, чтобы эффект от использования современных систем автоматизации получали обе режимно взаимодействующие стороны: как потребитель, так и энергосистема, а в результате – государство в целом.

 

Анастасия СУЛЬЖИЦ,
научный сотрудник РУП «БЕЛТЭИ»

 

 

Р. S. Автор выражает благодарность за консультации при подготовке статьи кандидату технических наук А. Л. Гуртовцеву и доктору технических наук Е. П. Забелло.

 

 

Литература

 

1. Гуртовцев А. Барьеры на пути АСКУЭ // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 2.

2. Положение Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.04.2005 г. «Об отраслевом рекомендуемом перечне средств коммерческого учета электрической энергии».

3. Забелло Е., Сульжиц А., Сульжиц А. Косвенные методы управления электрическими нагрузками в Белорусской энергосистеме // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 4.

 

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком