На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Проблемы и решения

01.10.2009 Как совершенствовать подготовку инженеров-энергетиков?

 

Как совершенствовать подготовку инженеров-энергетиков?

 

Модернизация и развитие топливно-энергетического комплекса республики требуют наличия интеллектуального ресурса, отвечающего современному уровню как техники, так и институциональной организации и экономики энергетики. Подготовка высококвалифицированных инженеров-энергетиков – ключевое условие успешного решения задач по надежному и качественному энергоснабжению белорусских потребителей и участию нашей страны в мировых энергетических рынках. В этой связи совершенствование высшего энергетического образования является чрезвычайно актуальным и необходимым.

Опыт показывает, что любые изменения в сфере образования должны быть продуманными и просчитанными с точки зрения их последствий и результатов. В настоящей статье автор рассматривает некоторые проблемы и приглашает к обсуждению путей и форм совершенствования подготовки будущих инженеров-энергетиков.

 

Прошло уже около двадцати лет, в течение которых Беларусь развивается как независимое суверенное государство, формируя устойчивую национальную экономику, собственную внутреннюю и внешнюю политику. На исходе первое десятилетие нового 21-го века. За этот период произошли коренные изменения в социально-политической и экономической жизни страны и мира в целом. Они повлекли существенные преобразования в мировой экономике и энергетике. В большинстве развитых стран и ряде государств постсоветского пространства формировались или формируются либерализованные рынки электрической, тепловой энергии, а также рынки энергетического оборудования и услуг. Параллельно происходят процессы отработки и совершенствования государственного регулирования, активно развиваются различные виды предпринимательства в сфере энергетики (энергетического бизнеса). Наблюдается формирование мировых энергетических рынков.

Белорусская электроэнергетика, развиваясь с учетом традиций и особенностей, сохранила вертикально интегрированную структуру государственной энергетической системы, сделав акцент на надежности и качестве энергообеспечения экономики страны и постепенной модернизации основных фондов. Энергетическое предпринимательство в стране в основном развивалось в сфере поставок энергетического оборудования, инженерных и консалтинговых услуг. В настоящий момент остро стоят вопросы привлечения инвестиций для дальнейшей модернизации и развития энергоисточников, электрических и тепловых сетей. В связи с этим в ближайшее время следует ожидать появления новых видов и форм энергетического предпринимательства, связанного с привлечением инвестиций в строительство больших и малых энергетических объектов, внедрением энергоэффективных и возобновляемых технологий. В перспективе стоят проблемы реструктуризации электроэнергетики республики.

Ежегодно выпускаемые белорусскими университетами, в частности Белорусским национальным техническим университетом, инженеры-электроэнергетики вливаются в организации и компании электроэнергетической отрасли, а также в энергетику промышленных и коммунально-бытовых предприятий. Безусловно, они должны быть подготовлены для осознанного участия в происходящих процессах.

Однако система образования весьма консервативна, по объективным и субъективным причинам отстает от жизни. Это касается как подходов к обучению современному мышлению, содержания передаваемых знаний, так и методов и средств обучения, не говоря уже об уровне учебно-технической и учебно-методической базы.

Если вплоть до последнего времени во многом были неясны и не изучены новые явления, закономерности и тенденции развития энергетики мира и отдельных стран, то теперь они вполне определились. Более того, следует признать факт формирования нового направления энергетической науки и практики – «государственного регулирования и предпринимательства (бизнеса) в энергетике». Данное направление нельзя не учитывать при подготовке будущих инженеров-энергетиков. Причем это дело не только кафедр экономической направленности, но и специальных кафедр, так как институционально-экономическая организация современной энергетики, как в мире, так и в любой отдельно взятой стране неразрывно связана с применяемыми технологиями и техническими решениями.

Назовем представляющиеся нам важнейшими принципы современного электроэнергетического образования, не вполне или вовсе не учитываемые сегодня.

1. Интегрированный подход в следующих отношениях:

• Будущему электроэнергетику не обойтись без достаточно широких и глубоких теплоэнергетических знаний – и наоборот, теплоэнергетику – без знаний об электроэнергетике. Это связано с особенностями и тенденциями современного развития энергетики, в частности, наиболее эффективным способом производства на сегодня признается когенерация, растет количество собственных систем энергоснабжения предприятий, наблюдаются интеграционные процессы в энергетическом бизнесе (отраслевая и межотраслевая вертикальная, мультиэнергетическая интеграция).

• Ни электроэнергетику, ни теплоэнергетику не обойтись без правовых и экономических знаний в сфере энергетики, без знаний ее организации, законов государственного регулирования и бизнеса в энергетике.

2. Системное видение электроэнергетики и ее объектов как следствие интегрированного образования. Овладение будущими специалистами способностью подобного видения позволит им в своей профессиональной деятельности находить наиболее эффективные, соответствующие настоящим и будущим реалиям решения.

3. Учет институционально-экономических изменений, происшедших в электроэнергетике, политического и правового аспектов, а также социальной ответственности энергетических компаний и их сотрудников.

В связи с названными принципами выскажем некоторые критические замечания и конструктивные предложения по ряду направлений совершенствования образования.

1-е направление. Форма и содержание, в которых сейчас белорусским студентам-энергетикам подаются экономические знания, устарели. Студенты не получают представления о рыночной энергетике, об особенностях развития и функционирования энергосистем и энергохозяйств предприятий в рыночных условиях. Не даются знания о видах рынков в энергетике и их субъектах, о правовых отношениях субъектов на международном уровне, между государствами и на национальном уровне. К сожалению, в недостаточной мере преподается использование современных показателей эффективности и экономичности для оценки и обоснования выбора инженерных решений. Чего стоит только экономическая часть большинства дипломных проектов в виде таблицы устаревших показателей…

Практически не дается будущим инженерам и управленцам в области энергетики представления об инвестиционном цикле энергетических проектов и механизмах привлечения и управления рисками инвестиций. Это недопустимо в свете выполнения заданий по обеспечению энергобезопасности, поставленных Президентом и правительством страны.

Не менее важно преподавание вопросов ценообразования и тарифообразования в энергетике в их взаимосвязи с институциональной структурой и уровнем рыночных преобразований.

Несколько лучше обстоят дела в преподавании вопросов, связанных с правовой базой и экономическими механизмами обеспечения энергоэффективности [1]. Хотя и здесь не дается в полной мере представления о существующих экономических рычагах и рыночных механизмах повышения энергоэффективности.

Перечисленные аспекты знаний крайне необходимы будущим специалистам, которым предстоит реализовывать и строить государственную энергетическую политику, работая в госорганизациях или в энергетических компаниях, где они должны эффективно вести бизнес.

С учетом сказанного представляется необходимым следующее.

Во-первых, усилить кафедры экономического профиля энергетических факультетов соответствующими кадрами и включить в учебные планы дисциплины и темы, раскрывающие правовые и институционально-экономические аспекты современной энергетики. Методология преподавания должна учитывать указанные выше принципы и обеспечивать представление о состоянии, закономерностях развития как мировой энергетики в целом, так и Беларуси, об опыте отдельных стран. На основе анализа и обобщения этих представлений показывать пути дальнейшего развития энергетики Беларуси.

Во-вторых, рекомендовать многоступенчатый подход при обучении. Поясним его суть.

На первом курсе в рамках дисциплины «Введение в инженерное образование» давать общее представление о государственном регулировании и рыночных основах современной энергетики и одновременно рассказывать об особенностях развития и управления электроэнергетической отраслью в нашей стране. Здесь же студенты получат сведения о технологических особенностях электроэнергетики, о производимых энергетических продуктах и услугах, о специфике рынков в энергетике.

На 3–4-м курсах предусмотреть специальную дисциплину «Государственное регулирование и предпринимательство в энергетике». Ее содержание должно отражать экономические закономерности и особенности развития и функционирования большой и малой энергетики в современных рыночных условиях. Изучая эту дисциплину, студенты узнают о законах и особенностях энергетического бизнеса в отрасли, в компаниях, на предприятиях. Они изучат известные модели рынков энергетической продукции, включая вопросы конкуренции, функции и формы государственного регулирования, виды и показатели деятельности энергетических компаний и т. п. Из этой дисциплины студент должен получить знания о модели, состоянии, задачах развития белорусской электроэнергетики.

В инженерных дисциплинах по специальности и специализации возможности использования технических решений и внедрения технологий необходимо освещать с позиций госрегулирования и предпринимательства.

В настоящее время белорусская электроэнергетика – монопольная вертикально интегрированная структура. Начинают появляться независимые производители энергии (НПЭ), формируются рынки энергооборудования, сервисных услуг в сфере энергетики и энергоэффективности. В отличие от других постсоветских стран в Беларуси не спешили с реформами в электроэнергетике, что позволило сохранить энергосистему, обеспечить надежность и качество энергоснабжения. Но в перспективе неизбежны рыночные преобразования. Требуются значительные объемы финансирования, освоение новых механизмов привлечения инвестиций в модернизацию и развитие энергосистемы. Поэтому нужны знания в области организационно-правовых форм энергетических предприятий, финансово-экономической деятельности компаний, возможностей долевого финансирования, схем проектного финансирования, БОО, БООТ и др. Находить, принимать и осуществлять решения о преобразованиях придется специалистам, которых мы сегодня готовим. Они смогут найти правильные решения, только если мы дадим им способ соответствующего мышления, сведения об опыте других стран и мировых тенденциях, особенностях нашей электроэнергетики. В какой бы сфере (госорганы, проектирование, строительство, эксплуатация и т. д.) они потом ни работали, им нужны знания по госрегулированию и рыночной энергетике, как общего характера, так и специальные. Поэтому кроме изученной на младшем курсе общей дисциплины на 5-м курсе целесообразно ввести специальные дисциплины по выбору в зависимости от предполагаемых характера и места работы.

Представляется весьма удачным учебное пособие [2], дающее системные сведения по организации и особенностям энергетического бизнеса в электроэнергетической отрасли, в системах теплоснабжения и на промышленных предприятиях. Его можно использовать в процессе преподавания для белорусских студентов. Однако необходимо дополнительно подготовить отечественное учебное пособие, в котором отразились бы особенности эволюции, состояние и перспективы государственного регулирования и условий бизнеса белорусской энергетики.

Непосредственному выбору путей и форм рыночных преобразований должен предшествовать серьезный анализ:

• технологических возможностей создания рынков как основы конкурентной среды. Имеется в виду анализ структуры и избыточности генерирующих мощностей, разветвленности и пропускной способности электрических сетей, характеристик потребителей;

• внешних общеэкономических предпосылок, в числе которых благоприятный инвестиционный климат, наличие развитой рыночной инфраструктуры (банки, фондовые рынки, страховые системы и т. д.), уровень платежеспособности населения и др.

2-е направление совершенствования образования мы связываем с наполнением технической и технологической информации, предоставляемой будущим специалистам, сведениями об особенностях состояния, критических проблемах, тенденциях энергетики, характерных для сегодняшнего времени. Прежде всего к таковым относятся:

• энергетическая безопасность как относительно новая понятийная категория, методология ее количественной оценки и способы достижения;

• структурные изменения в энергетических системах и их влияние на характеристики энергоснабжения. Здесь, в частности, имеем в виду новое соотношение и усиление взаимовлияния большой и малой энергетики, схемные и режимные особенности систем энергоснабжения мегаполисов, средних, малых городов и предприятий, конгломерацию управленческо-хозяйственной деятельности инфраструктур различных видов энергоносителей, качественно новый уровень автоматизации энергосистем;

• новые требования к надежности и качеству электроснабжения и средства их обеспечения в условиях рыночной экономики.

Кроме того, в современных условиях все большое значение имеет формирование у студентов представления об объекте своей специальности как системе и о едином технологическом цикле строительства, развития и функционирования. Учебные планы подготовки инженеров в этой связи не всегда оптимальны и требуют совершенствования. Например, основная дисциплина «Электроснабжение промышленных предприятий» специальности 1-43 01 03 «Электроснабжение (по отраслям)» преподается на 5-м курсе обучения. До этого студенты получают знания по отдельным объектам и вопросам систем энергоснабжения (дисциплины «Электрические аппараты», «Потребители электроэнергии», «Надежность систем электроснабжения», «Проектирование систем электрического освещения» и т. д.). Поэтому вплоть до конца обучения они не воспринимают эти объекты во взаимосвязи, а систему электроснабжения предприятия – как целое, как часть системы энергообеспечения предприятия и часть единой иерархической энергетической системы. На наш взгляд, основная обобщающая дисциплина по специальности должна читаться, пусть и в относительно упрощенном виде, на 2–3-м курсах. Затем на последнем курсе следует предусмотреть короткое, но конкретизированное и глубокое итоговое изложение с учетом прочитанных дисциплин специальности и специализации, с учетом современных ноу-хау.

Следующие направления совершенствования относятся к организационному аспекту образования.

3-е направление. Как показывают ход и результаты последней вступительной компании, целесообразно поступление абитуриентов на укрупненные направления «Электроэнергетика» и «Теплоэнергетика», а не на имеющие сегодня место специальности: «Электрические станции», «Электрические системы и сети», «Электроснабжение» и т. д. Дело в том, что вчерашние школьники не знают и не могут понимать разницу специальностей, как в отношении предметов изучения, так и возможностей будущей профессиональной деятельности. А при действующей аттестации знаний поступающих многие способные молодые люди оказываются потерянными для энергетического факультета. Желательно было бы предусмотреть распределение по специальностям после набора на факультет на основе результатов аттестации.

4-е направление совершенствования образования касается организации производственных и преддипломной практик для студентов. Практики в процессе высшего инженерного образования всегда были эффективным и мощным инструментом подготовки будущих специалистов, где они узнавали реалии производства, новейшие технологии, получали ценный практический опыт. Однако в новых социально-экономических условиях ситуация изменилась. Во многих случаях практика студентов превратилась в формальность. Большинство предприятий и компаний не заинтересовано в приеме студентов для прохождения практики, особенно во время кризиса, когда перед некоторыми предприятиями стоят задачи выживаемости. Бывают случаи, когда студент два раза посетит предприятие в начале и конце срока практики. Такое положение наносит значительный ущерб (моральный и материальный), поэтому его надо менять. Каким образом? Следует проанализировать зарубежный опыт, посоветоваться с представителями отечественных компаний и предприятий. Например, за рубежом, в частности во Франции есть следующий опыт. Студент на выпускном курсе получает реальную тему исследования, согласованную с компанией, где предполагается его будущая работа. Выполнение выпускной работы студентом идет в режиме повторяющегося цикла: 1–2 недели в вузе – теоретическая работа, 1–2 недели на предприятии. На защиту такой работы, имеющей значение для предприятия, приглашаются специалисты предприятия. Конечно, у нас трудно изменить существующую систему практик в одночасье. Но можно это делать постепенно. Например, для части студентов-пятикурсников, уже определившихся с будущим местом работы, объединить дипломную практику с дипломным проектированием и использовать описанный механизм на основе заключения контракта с предприятием.

5-е направление – организация заочного образования. Если не будут использоваться современные подходы, дистанционные средства обучения, то та форма, в какой сейчас существует заочное образование, приведет к неоправданному расходованию государственных средств и профанации получения знаний (идет вал, без качества образования). Скажем прямо, в тех условиях и теми средствами, которые имеют место, нельзя дать соответствующее современным требованиям образование. На наш взгляд, следует сократить количество заочников, обучающихся на госбюджете, до количества, обеспечиваемого существующей на данный момент технической и учебно-методической базой обучения. Во-первых, это повысит конкурс и будет способствовать качеству подготовки, и, во-вторых, уровень процесса обучения поднимется. На платной основе целесообразно принимать только при условии приобретения будущим студентом пакета методических услуг и включения в оплату им стоимости необходимых для его обучения дистанционных средств по мере перехода с курса на курс.

6-е направление – кадровое обеспечение образования является весьма больным вопросом. Очевидно старение профессорско-преподавательского состава. Нужны молодые способные преподаватели. К сожалению, сегодня отсутствуют действенные способы их привлечения в вузы. Существенное повышение стипендий магистрантам и аспирантам не дало ожидаемого эффекта, так как после окончания срока обучения отсутствует перспектива соответствующего материального, социального обеспечения и профессионального престижа. Больший результат можно было бы получить при меньшей стипендии, но большей заработной плате как итоге успешной защиты. Важным ресурсом являются, по нашему мнению, нетривиальные материально поощряемые способы использования методического опыта и глубоких научных знаний ведущих опытных преподавателей (в частности, давать им возможность работать в качестве профессоров-консультантов; подобный институт существовал в отечественной практике).

Если мы хотим сохранить и улучшить систему высшего образования специалистов для энергетики, следует сегодня срочно думать и действовать в направлении подъема престижа, достойной оплаты труда, социальных привилегий профессорского состава. Может быть, стоит обратиться к примеру, когда для удержания и возвращения к известному виду деятельности в энергетике были существенно повышены зарплаты специалистам, труд которых сегодня оплачивается в четыре-пять раз выше, чем труд профессоров и опытных преподавателей вузов, готовящих этих специалистов.

И в заключение еще один важный момент совершенствования энергетического образования – это активное взаимодействие профессорско-преподавательского состава энергетического факультета и руководства, специалистов энергетических предприятий, компаний. Взаимодействие должно иметь место как в сфере организации и улучшения образовательного процесса, так и в форме участия профессуры в актуальных научных разработках и проектах отрасли. Целесообразно ввести институт привлечения профессоров и доцентов белорусских вузов в качестве советников руководящих лиц энергетического сектора. Подобное взаимодействие не только принесет пользу энергосистемам, предприятиям, но и поднимет на качественно более высокий уровень преподавание.

 

Татьяна ПОСПЕЛОВА, доктор технических наук, профессор кафедры «Электроснабжение» БНТУ, и. о. директора КУП «БелВИЭЦ«

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Поспелова Т. Г. Основы энергосбережения. – Мн.: УП «Технопринт», 2000. – 353 с.

2. Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Энергетический бизнес: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 416 с.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком