На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Проблемы и решения

01.02.2009 Барьеры на пути АСКУЭ

 

Барьеры на пути АСКУЭ

 

В республике в соответствии с постановлением Совета Министров от 2 августа 2005 г. № 847 продолжается создание АСКУЭ всех видов: промышленных, бытовых, региональных и национальной. Но, к сожалению, этот процесс идет не без проблем.

 

Мы проанализировали данные по состоянию рынка электронных счетчиков в 2008 г. в сравнении с предшествующим ему годом. Наблюдается небольшой рост объема внутреннего рынка, где выделяются три явных лидера. Это ЗАО «ФЗИП «Энергомера», представляющее не только крупнейшего российского производителя счетчиков – ставропольский концерн «Энергомера» (более 2 млн электронных счетчиков в год), но и организовавшее с 2007 г. в Фаниполе собственное производство счетчиков; далее – старейший белорусский производитель электронных счетчиков РУП «ВЗЭП» и минское предприятие НП ООО «ГРАН-СИСТЕМА-С». Последнее в прошлом году весьма неожиданно вышло на второе место по производству современных микропроцессорных счетчиков. Из произведенных 40 тыс. счетчиков это предприятие почти половину поставило в Казахстан, Россию и дальнее зарубежье (на эту величину следует уменьшить объем внутреннего рынка счетчиков в республике в 2008 г.).

Таблица

Рынок электронных счетчиков в Беларуси в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Производитель/поставщик

Производство/поставка, шт., 2008 г.

Производство/поставка, шт., 2007 г.

Всего, шт., 2008/2007 г.

1-фазные

3-фазные

1-фазные

3-фазные

ЗАО «ФЗИП» Энергомера»

–/23 152

13 385/9 040

215/24 130

1 200/12 530

45 577/38 075

РУП «ВЗЭП»

29 183/–

8 029/–

31 800/–

8 100/–

37 212/39 900

НП ООО «ГРАН-СИСТЕМА-С»

20 900/–

19 900/–

14 000/–

13 000/–

40 800/27 000

ОАО «БЭМЗ»

20 573/–

54/–

18 100/–

20 627/18 100

СООО «БЕЛТЕЛЕКАРТ-М»

–/3 820

–/2 090

–/4 280

–/2 080

5 910/6 360

ЗАО «ГомельЭнергоСервис»

–/1 300

–/1 130

1 300/1 130

ПРУП «Завод «Электроника»

4 534/–

33/–

1 000/–

4 567/1 000

ЗАО «НИПЕКС»

–/2 796

–/1 804

–/2 350

4 600/2 350

ПСДТУ РУП «Гродноэнерго»

834/–

250/–

834/250

ООО «Энергометсистема»

–/540

–/384

–/410

–/215

924/625

Представительство ЗАО «Эльгама Электроника»

–/120

–/80

–/1 150

120/1 230

Итого

105 498

56 973

96 365

39 655

162 471/136 020

 

Следует отметить, что потенциальные производственные возможности белорусских производителей гораздо шире объема внутреннего рынка, который за последние два года сформировался на уровне порядка 140–150 тыс. счетчиков. Из них на долю однофазных приходится 65–70 %, а на долю трехфазных – соответственно 30–35 % объема рынка. Первая четверка белорусских изготовителей, включая ОАО «БЭМЗ», готова ежегодно выпускать в совокупности свыше полумиллиона счетчиков, но весь вопрос в их сбыте. Видимо, данным изготовителям в целях расширения производства необходимо ориентироваться не только на внутренний, но и на внешний рынки, как это и сделало НП ООО «ГРАН-СИСТЕМА-С».

Надо тщательно работать над повышением конкурентоспособности продукции и над разумным снижением ее цены. Хороший хозяин понимает, что прибыль надо делать не за счет высокой цены на единичное изделие, а за счет объема сбыта.

Наше государство имеет прямую возможность помочь отечественным производителям в повышении конкурентоспособности продукции, включая и снижение ее цены. Для этого необходимо решение о введении нулевых таможенных пошлин на зарубежную комплектацию, использующуюся в счетчиках и других средствах учета энергии и энергоносителей, производимых в стране. Ведь белорусские заводы не выпускают многие современные высокотехнологичные микросхемы, которые необходимы для создания современных приборов учета. Следовательно, отмена пошлин не повредит нашим изготовителям, а наоборот, позволит им поднять конкурентоспособность собственных законченных изделий. Такова общемировая практика.

Необходимо устранить и проблемы, которые имеют место на внутреннем рынке по причине деления белорусских изготовителей на «своих» и «чужих». Министерство промышленности пытается лоббировать через облисполкомы продукцию подведомственных предприятий, возводя искусственные барьеры для других отечественных изготовителей. Рынок должен работать по четким и прозрачным правилам, одинаковым для «своих» и «чужих», и только при этом условии он приведет к отбору действительно качественной и недорогой продукции. Министерству промышленности следует не создавать сиюминутные преференции своим производителям, а реально помогать им за счет привлечения инвестиций в расширение и модернизацию производств, в том числе и путем отмены таможенных пошлин на комплектующие изделия.

Развитие АСКУЭ в стране сдерживает также отсутствие единого координационного центра, хотя его организовать предусматривалось еще в 2006 г. в соответствии с Программой создания в 2006–2012 гг. АСКУЭ, утвержденной совместно Минэнерго и Госкомвоенпромом. Эта программа была скорректирована и переутверждена в 2008 г., и в ней вновь было прописано создание организационной структуры управления приборным учетом электроэнергии на объектах энергосистемы и потребителей. Но сдвигов в данном направлении нет до сих пор. В результате отсутствия единого координационного центра всю текущую координационную работу по созданию АСКУЭ вынуждены вести специалисты управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго» и РУП «БЕЛТЭИ».

Больным вопросом в АСКУЭ остается внедрение эффективных тарифных систем, способствующих выравниванию графика электрической нагрузки энергосистемы. Электроэнергия из года в год дорожает и будет дорожать. Вопрос в том, как, в какой мере и на каких потребителей возложить в первую очередь растущие затраты энергосистемы на генерацию, передачу и распределение электроэнергии: на промышленность, население в целом или на отдельные его группы? Научные подходы к данному процессу пока игнорируются, принимаются упрощенные волевые решения на уровне министерств и ведомств. Возможно, это является следствием отсутствия той координирующей организации, которая держала бы в своих руках весь комплекс вопросов, связанных с созданием АСКУЭ, включая и вопросы тарифов.

Много проблем порождает недоотрегулированная практика создания бытовых АСКУЭ, в первую очередь – АСКУЭ многоквартирных жилых домов. У системных интеграторов, реализующих такие системы, много вопросов остается без ответа. В частности, кому нужны эти системы, кто их должен обслуживать и за чей счет, кто должен платить за трафик передаваемой по GSM-связи информации, какая информация и кому нужна и т. д.? Для прояснения многих из этих вопросов РУП «БЕЛТЭИ» совместно с управлением сбыта ГПО «Белэнерго» два года назад разработало соответствующую инструкцию, но она была забаллотирована Министерством ЖКХ. Положение с бытовыми АСКУЭ в настоящее время представляет собой неуправляемую сферу.

До сих пор не решены и многие метрологические проблемы, связанные с созданием АСКУЭ. РУП «БЕЛТЭИ» еще два года назад была разработана программа и методика аттестации цифровых АСКУЭ, но Госстандарт потребовал предварительно создать более общий документ по порядку метрологического обеспечения АСКУЭ. На его разработку уйдут и время, и деньги.

Одним словом, наболевших проблем на пути создания АСКУЭ много. И все они требуют решения.

 

Аркадий ГУРТОВЦЕВ, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник РУП «БЕЛТЭИ»

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком