На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Полемика

01.02.2009 Поверка водосчетчиков: за и против

 

Поверка водосчетчиков: за и против

 

В последнее время, особенно после принятия Жилищного кодекса РФ, очень активно стали обсуждаться вопросы поквартирного учета потребленной электрической и тепловой энергии, а также воды. Для этого используются специальные приборы, периодически подвергаемые поверке. В своей статье я хочу затронуть проблему поверки квартирных водосчетчиков. Серьезные дискуссии, касающиеся необходимости поверки этих приборов, развернулись сегодня на семинарах и конференциях, в СМИ и Интернете.

Преобладают две диаметрально противоположные точки зрения. Одна сторона уверена, что квартирные водосчетчики должны проходить обязательную поверку, а их противники, наоборот, считают, что поверять эти приборы не нужно вообще. Иных вариантов сторонники спора не признают.

 

Сразу отмечу, что обе точки зрения, касающиеся поверки водосчетчиков, так или иначе связаны с финансовым интересом сторон. Для владельца водосчетчика его поверка – это дополнительные затраты на процедуру, которая для него (как и для абсолютного большинства владельцев) непонятна и затратна. Поэтому большинство жильцов выступало и будет выступать против поверки. Массовому потребителю, купившему изделие с паспортным сроком службы 8–10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он должен каждые 4 года демонтировать данное изделие, нести его в некую организацию для проведения непонятных ему процедур, да еще и заплатить при этом сумму, соизмеримую со стоимостью самого изделия. Кроме того, значительное количество водосчетчиков при поверке признается непригодным для дальнейшей эксплуатации. По данным источников [1–3], непригодными признаются 60–80 % сданных в поверку квартирных водосчетчиков. Поэтому попытки организовать поверку квартирных водосчетчиков всегда (или, по крайней мере, в обозримом будущем) будут встречать сопротивление их владельцев.

Тот факт, что поверку не проходит более половины водосчетчиков, сформировал мнение, что водосчетчики поверять не нужно вообще, ведь процедура поверки – перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водосчетчиков. После окончания межповерочного интервала приборы нужно заменять на новые. Такой вариант наиболее выгоден для потребителя.

Что же касается предприятий, проводящих поверку, то они заинтересованы в максимальном объеме поверочных работ. Поэтому их позиция однозначна: поверка обязательна. Никакие аргументы в данном случае просто не рассматриваются.

Таким образом, в настоящее время сложились две крайние позиции: или «за поверку», или «против поверки».

Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. Почему водосчетчики в основной массе не проходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низкое качество приборов, изготовители приборов – на низкое качество водопроводной воды. И те и другие оказываются правы. Но кроме вышеуказанных существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают эти проблемы.

 

1. Производство приборов

Разработав прибор, изготовитель вначале выпускает их опытную партию, проводит испытания для утверждения типа, получает сертификат на прибор и лицензию на право его производства. Изделия опытной партии, как правило, хорошо подготовлены к испытаниям, поэтому процесс обычно заканчивается успешным получением лицензии. А вот при организации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители в ряде случаев начинают использовать более дешевые сырье и комплектующие без входного контроля их качества. В результате качество приборов серийного производства в худшую сторону отличается от качества приборов опытной партии. В некоторых случаях производители могут даже переходить на «отверточную» сборку – из комплектующих с неизвестными характеристиками.

Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с маркировкой известных мировых производителей. Их стоимость на десятки процентов ниже стоимости легальной продукции. В последнее время в интернет-рассылках можно встретить предложения о возможности производства приборов «под заказ» за рубежом с логотипом заказчика или логотипами третьих фирм.

 

2. Транспортировка, хранение и сбыт

Транспортировка, хранение в неотапливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время при температуре до –30 °С приводят к растрескиванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний.

Отрицательное воздействие температурных перепадов на показания приборов действительно существует и используется отдельными квартировладельцами. Перед монтажом прибора они порой несколько раз помещают его на некоторое время в морозильную камеру холодильника и на горячую батарею отопления.

 

3. Эксплуатация приборов

Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам на водопроводную воду [4]. Несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта зачастую приводит к ускоренному износу приборов водоучета. Получается, что водосчетчики, предназначенные согласно требованиям своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232-98, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев вовсе не является.

В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирования давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воздействию повышенного давления, а в утренние и вечерние часы из-за роста потребления воды давление резко падает. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу приборов. Существование таких перепадов подтверждается тем фактом, что течи во внутридомовых сантехнических соединениях обычно возникают в ночное время суток.

Процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и негодными, изменится только в том случае, когда будут приняты меры по устранению всех вышеуказанных причин их неполадок.

Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуации, то в соответствии с [5] «органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке меж­поверочных интервалов с учетом специфики их применения». Таким образом, органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы приборов. В случае с водосчетчиками межповерочный интервал нужно корректировать в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. Благодаря таким мерам спрос на них постепенно будет снижаться. Это позволит удалить их с рынка, освобождая место для более качественной продукции.

При этом массовый охват поверкой всего существующего парка приборов необязателен. Ростехрегулирование [6] позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делаются выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.

 

Василий КАРГАПОЛЬЦЕВ, заместитель директора ООО «ОКБ «Гидродинамика» (Российская Федерация)

 

Выводы

Сегодня замена водосчетчиков на новые после завершения межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка.

Обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (Центрами стандартизации и метрологии).

 

Литература

1. Юрчук Л. Обожглись на счетчике // «Российская газета – Неделя – Приморский край». – 2008. – № 4714.

2. Бражина Н. Экономия воды требует жертв – новых расходов. Владивосток. – 2008. – № 2292.

3. Олейников П. Кому выгодна поверка квартирных водосчетчиков // Промышленные ведомости. – 2008. – № 5–6.

4. ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».

5. ПР 50.2.006. «Порядок проведения поверки средств измерений».

6. МИ 2293-94. «Методика выборочного контроля метрологических характеристик при эксплуатации счетчиков холодной и горячей воды».

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком