На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2017     2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Крупным планом

01.02.2008 Новая Концепция энергетической безопасности

 

Новая Концепция энергетической безопасности


В чем отличие от прежней?

 

Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента от 17 сентября 2007 г. № 433, представляет большой практический интерес для всей энергетической отрасли страны. Поскольку текст Концепции не был опубликован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, прокомментировать отдельные пункты данного документа мы попросили заместителя министра энергетики Республики Беларусь Леонида Шенца.

 

В отличие от предыдущего варианта Концепции, новый документ является, с одной стороны, более масштабным, с другой – более детальным. Он учитывает ситуацию, сложившуюся за последний год на мировом и региональном энергетических рынках.

Новая концепция содержит ряд принципиально новых подходов и уточнений. Так, энергетическая безопасность и энергетическая независимость Беларуси рассмотрены как сложная система взаимозависимых факторов, подверженная дестабилизирующим воздействиям. В Концепции изменена и расширена формулировка понятий «энергетическая безопасность и энергетическая независимость». Под ними подразумевается совокупность факторов, обеспечивающих максимально надежное и наращи¬ваемое обеспечение страны топлив¬но-энергетическими ресурсами для устойчивого социально-экономиче¬ского развития, достижения всей совокупности критериев экономиче¬ской независимости и политической самостоятельности, минимизации ущерба в чрезвычайных ситуациях.

Документ предусматривает 12 пороговых значений – показателей, от соблюдения которых будет зависеть энергобезопасность. Текущие значения индикаторов энергетической безопасности и пороговые уровни определены на основе экспертных оценок. В соответствии с утвержденной Концепцией, к 2020 г. десять индикаторов перейдут в нормальную зону и только два останутся в предкритической зоне. Для сравнения: Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, утвержденная Указом главы государства от 25 августа 2005 г. № 399, предусматривала переход в нормальную зону только пяти индикаторов.

Пороговые значения рассчитаны в Концепции на 2010, 2015 и 2020 гг. На эти же годы рассчитаны и требуемые показатели по снижению величины энергоемкости. В частности, в 2006–2010 гг. предусматривается экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 7,5 млн т у.т., в 2011–2015 гг. – не менее 7,0 млн т., в 2016–2020 гг. – не менее 5,2 млн т у.т.

Кроме того, в Концепции нашел отражение разработанный впервые долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 г. На его базе будут формироваться планы дальнейшего социально-экономического и инновационного развития страны, а также различные государственные программы. Баланс включает в себя общее потребление топливно-энергетических ресурсов, прогноз потребления электрической и тепловой энергии, пиковой мощности.

Основными инструментами реализации Концепции являются тесно связанные с ней программные документы по развитию энергетического комплекса. Это, во-первых, Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года. Во-вторых, это Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г. и, в-третьих, Республиканская программа по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007–2010 гг. Эти документы четко определяют порядок действий на ближайшие годы и перспективу. При этом сбалансированы и поставленные задания, и финансовые ресурсы.

Реализация указанных программ позволит уже к 2010 г. снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 31 % к уровню 2005 г. Снизится также степень износа основных производственных фондов в целом по энергосистеме на 14,9 %. Суммарная экономия топлива в системе Минэнерго должна составить 1,2 млн т у.т., а в целом по республике – 7,5 млн т у.т. При этом суммарное замещение местными видами импортируемого топлива составит 6,5 млн т у.т. Реализация этих программ позволит также увеличить использование местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии до 20,5 % к 2010 г. и до 25 % – к 2012 г. от общей потребности республики в котельно-печном топливе.

Существующий уровень использования газа в топливном балансе благоприятен для обеспечения высоких технико-экономических и экологических показателей производства тепловой и электрической энергии, однако рискован в части обеспечения необходимого уровня энергетической безопасности. Устойчивая тенденция к удорожанию углеводородного топлива обусловила необходимость максимальной диверсификации топливно-энергетических ресурсов в перспективном топливно-энергетическом балансе страны.

Беларусь – одна из немногих стран, которые сегодня не имеют собственных атомных энергоблоков. Вовлечение в энергобаланс ядерного топлива базируется главным образом на повышении экономической и энергетической безопасности страны по следующим показателям:

– замещается значительная часть импортируемых органических видов топлива в объеме до 5 млн т у.т. к 2020 г.;

– ядерное топливо дешевле органического в несколько раз и может закупаться у производителей из разных стран;

– имеется возможность закупать ядерное топливо на 5–10 и более лет вперед с частичной перегрузкой топлива каждые 1,5–2 года;

– введение в энергобаланс АЭС приведет к снижению себестоимости производимой электроэнергии за счет уменьшения затрат на топливо, даже несмотря на более высокие капитальные затраты.

Концепцией предусматривается вовлечение в топливно-энергетический баланс каменного угля в объеме до 3 млн т у.т. Для этого планируется строительство электростанций мощностью 800–900 МВт на каменном угле.

Планируется также активизировать использование местных видов топлива (включая добычу бурых углей не менее 200 тыс. т у.т.) на уровне 6,7–6,9 млн т у.т., а с учетом собственных природного газа, мазута, вторичных тепловых ресурсов – на уровне 9,7–9,9 млн т у.т., или 26,6–27,1 % от объемов использования котельно-печного топлива (см. рис.).

Для дальнейшего роста доли местных видов топлива будет сделан акцент на увеличении использования торфа, дров и древесных отходов.

Дрова, лесосечные отходы и отходы деревообработки являются основным источником местных топливных ресурсов. Поэтому уровень их заготовки к концу 2012 г. предполагается довести до 11,6 млн м3 (3,1 млн т у.т.).

Министерством энергетики утверждена Программа развития торфобрикетных заводов, мощности которых позволят обеспечить заготовку 1,2 млн т у.т. торфа.

Приоритетными направлениями инвестирования проектов по увеличению объемов использования местных топливно-энергетических ресурсов в прогнозируемый период являются также разработка и внедрение эффективных технологий сжигания бытовых отходов и горючих отходов производства, развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по использованию нетрадиционных и возобновляемых энергоносителей. Внимание будет уделяться и разработке эффективных схем, технологий и оборудования по утилизации высокопотенциальных вторичных энергоресурсов, а также использованию низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов и теплообменного оборудования для утилизации скрытой теплоты парообразования в дымовых газах.

Концепция предусматривает введение ряда генерирующих мощностей на альтернативных и возобновляемых источниках энергии. К примеру, мощность малых ГЭС к 2020 г. планируется довести до 250 МВт.

Прогнозируемые годовые объемы использования ветроэнергетического потенциала для производства электрической энергии в республике к 2010 г. оцениваются в 4,1 МВт, а к 2012 г. – не менее 5 МВт общей установленной мощности.

Наряду с развитием новых направлений энергетики (атомная энергетика, угольные технологии, использование новых видов топлива и альтернативных источников энергии) первостепенное внимание в республике будет уделяться мероприятиям по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях народного хозяйства.

 

Таблица 1

Динамика и структура мирового потребления первичных энергоресурсов

Показатель

1971 г., млн т н.э.

1971 г., % к итогу

2000 г., млн т н.э.

2000 г., % к итогу

2030 г., млн т н.э.

2030 г., % к итогу

Всего

5 529

100,0

10 089

100,0

16 302

100,0

в том числе: нефть

2 448

43,8

3 604

35,7

5 769

35,5

уголь

1 450

25,9

2 355

23,3

3 606

22,1

газ

895

16,0

2 085

20,7

4 203

25,8

атомная энергия

29

0,5

674

6,7

703

4,3

гидроэнергия

104

1,9

228

2,3

366

2,2

возобновляемые энергоресурсы

73

1,3

233

2,3

618

3,8

биомасса и отходы

592

10,6

910

9,0

1 035

6,3

 

Таблица 2

Крупные энергетические проекты, реализуемые Минэнерго до 2010 года

Наименование проекта

Год ввода

Годовая экономия ТЭР, тыс. т у.т.

Минская ТЭЦ-5, ПГУ 450 МВт

2010

до 330

Минская ТЭЦ-3, ПГУ 230 МВт

2009

до 150

Гродненская ТЭЦ-2, надстройка ГТУ 110 МВт

2010

до 120

Минская ТЭЦ-2, ПГУ 65 МВт

2010

до 35

Лидская ТЭЦ, надстройка ГТУ 25 МВт

2007

до 25

РК «Северная» в г. Гродно, ГТУ 6 МВт

2007

до 12

 

Таблица 3

Энергоисточники Минэнерго, использующие местные виды топлива

Энергоисточник

Мощность на МВТ

Срок реализации, год

Мини-ТЭЦ в г. Осиповичи

1,2 МВт

2006

Белорусская ГРЭС

1,5 МВт

2006

Бобруйская ТЭЦ-1

18 Гкал/ч

2006

Пинская ТЭЦ

2,7 МВт

2007

Мини-ТЭЦ в г. Вилейка

2,4 МВт

2007

Жодинская ТЭЦ

30 Гкал/ч

2008

Мини-ТЭЦ в г. Пружаны

2,7 МВт

2009

Мини-ТЭЦ в г. Речица

1,5 МВт

к 2010

Котельная «Неман» в г. Лида

1,0 МВт

2010

 

 

Подготовила Ксения ВОЛОШИНА

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком