На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Актуально

01.11.2008 Лимиты на электроэнергию: по карману ли новые цены?

 

Лимиты на электроэнергию: по карману ли новые цены?

 

Недавно вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1339 «Об отдельных вопросах потребления электрической энергии в 2008–2009 годах»*, которым утверждено Положение о порядке установления предельных уровней (лимитов) потребления электрической энергии на 2008–2009 годы. Согласно этому документу, за электроэнергию, израсходованную сверх лимитов, крупные предприятия и отдельные организации ЖКХ будут платить по тарифам, увеличенным в два раза.

Прокомментировать постановление мы попросили начальника управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго» Алексея БОГУШЕВИЧА.

 

Инициатором принятия постановления выступил Департамент по энергоэффективности Госстандарта Республики Беларусь, получивший активную поддержку правительства. Работа над постановлением началась еще весной текущего года, однако многочисленные его варианты раз за разом по решению Минэнерго и Минэкономики направлялись на доработку. Много вопросов к содержанию предыдущих редакций было и у Минюста.

ГПО «Белэнерго» изначально критично отнеслось к самой идее принятия постановления такого рода. Для этого у нас было несколько причин. Во-первых, идея лимитировать потребление электроэнергии для самых выгодных для энергосистемы потребителей (двухставочников) сродни идее зарезать курицу, которая несет золотые яйца. Во-вторых, применение повышенного тарифа на сверхлимитную электроэнергию грозит появлением новых неплательщиков и ростом абонентской задолженности.

При отсутствии у выделенной категории потребителей автоматизированного учета электроэнергии весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, обеспечить контроль над режимами потребления электроэнергии. И, наконец, сегодня существует механизм определения и доведения до потребителей предельных величин электропотребления, в основе которого – удельные нормы потребления ТЭР на единицу выпускаемой продукции. Контроль над установлением предельных величин возложен на Департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, и мы считаем это оправданным.

Однако позиция ГПО «Белэнерго» не была поддержана и, как результат, постановление было принято. Возобладало мнение, что применяемый в настоящее время механизм нормирования потребления ТЭР не обеспечивает достаточную эффективность воздействия на потребителей и не позволяет в режиме текущего времени контролировать объемы потребления энергии с выполнением оперативного сравнения.

В адрес энергетиков со стороны Департамента по энергоэффективности звучат обвинения в том, что предельные величины электропотребления корректируются по заявкам предприятий без учета норм и согласования с указанным выше департаментом. Таким образом, решено было ввести очередной рычаг воздействия на выделенную категорию потребителей электроэнергии в виде дополнительного лимитирования объемов электропотребления на производственные нужды с введением экономического стимулирования через тарифы на сверхлимитно потребленную электроэнергию. В Декларацию об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую РУП электроэнергетики ГПО «Белэнерго», приказом Департамента ценовой политики Минэкономики включено дополнение в виде п. 7 Примечания, вступающее в силу с 1 ноября 2008 г.

Основная идея постановления № 1339, по словам директора Департамента по энергоэффективности Госстандарта Леонида Шенца, состоит в том, чтобы стимулировать предприятия внедрять энергоэффективные технологии и наращивать объем выпуска продукции без существенного увеличения потребления ТЭР.

Начиная с ноября 2008 г. будет оперативно контролироваться абсолютная величина электропотребления каждого абонента, включенного в состав выделенной категории потребителей: промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, а также крупных потребителей системы ЖКХ с годовым электропотреблением 1 млн кВт•ч и более.

Обращаю внимание на то, что постановление предоставляет право давать разъяснения Госстандарту и Минэнерго по вопросам, входящим в их компетенцию.

В соответствии с разъяснением Департамента по энергоэффективности Госстандарта, под действие постановления подпадает отдельная категория потребителей, которой облисполкомами и Минским горисполкомом доводятся задания по выпуску промышленной продукции. Количество таких потребителей в республике составляет 1 214, а их объем электропотребления в общей структуре – 45  %. Планируется, что усиление контроля над выбранной категорией потребителей должно сказаться на сдерживании роста электропотребления в целом по стране.

В объем предельного уровня (лимита) потребления электрической энергии включается весь расход электроэнергии, учитываемый приборами расчетного (коммерческого) учета в пределах договора электроснабжения одного юридического лица, включая электропотребление субабонентов, не имеющих АСКУЭ, и арендаторов, но за исключением населения (потребителей, рассчитывающихся по тарифам для населения).

Корректировка месячного лимита может проводиться, но только в установленном постановлением порядке и в пределах годового лимита. Корректировка же годового лимита выполняется только по решению Республиканской комиссии по контролю за оплатой энергоресурсов.

Контроль за соблюдением абонентами установленных лимитов возложен на энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго». При этом для создания инструмента контроля в постановление включен пункт 5, в соответствии с которым министерствам и ведомствам предписано разработать и реализовать в течение 2008–2009 гг. на подведомственных предприятиях, включенных в выбранную категорию, АСКУЭ.

Для остальных потребителей, не подпадающих под действие постановления (кроме населения), объемы годовой потребности электро- и теплопотребления на 2009 г. с разбивкой по месяцам устанавливаются в строгом соответствии с утвержденными нормами расхода электрической (тепловой) энергии на производство единицы продукции (работ, услуг) или предельными уровнями электро- и теплопотребления с учетом годового задания по экономии топливно-энергетических ресурсов в соответствии с Положением о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь № 9 от 19.01.2002 г.

Энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго» в течение декабря 2008 г. пересмотрят договоры электро- и теплоснабжения и установят потребителям (абонентам) предельные величины электро- и теплопотребления на 2009 г. на основе согласованных объемов с учетом уровня оплаты потребленной в 2008 г. электрической и тепловой энергии.

Потребителям, имеющим недоплату за потребленную в 2008 г. электрическую (тепловую) энергию по состоянию на 01.01.2009 г., согласованная годовая величина потребления электрической (тепловой) энергии и мощности снижается пропорционально уровню ее фактической оплаты (но не ниже аварийной брони) и восстанавливается с момента погашения указанной недоплаты при условии полной оплаты текущего потребления энергии (мощности).

Что касается потребителей бюджетной сферы, то для них договорные объемы электро- и теплопотребления устанавливаются не выше уровня 2008 г. с учетом объемов финансирования, предусмотренных плановыми назначениями в соответствующих бюджетах на 2009 г.

 

Таблица 1

 

Информация о состоянии сбора средств за отпущенную потребителям электрическую и тепловую энергию, млн руб.

Министерство, концерн

Долг на 01.01.2008 г.

Долг на 01.10.2008 г.

За январь – сентябрь

Сентябрь

Недоплата

Отпущено энергии

Оплачено

Процент оплаты

Отпущено энергии

Оплачено

Процент оплаты

за январь – сентябрь

сентябрь

ВСЕГО, в т. ч.

555 615

517 069

6 091 264

6 129 858

100,6

665 810

667 887

100,3

0

1 313

Концерн «Белнефтехим»

11 779

9 698

1 426 839

1 428 920

100,1

158 906

158 905

100,0

0

0

Минпром

51 345

43 711

987 386

994 682

100,7

115 057

116 627

101,4

0

0

Госкомвоенпром

21

72

17 224

17 243

100,1

1 715

1 715

100,0

0

0

Концерн «Беллесбумпром»

19 580

18 084

130 983

132 550

101,2

15 303

14 889

97,3

0

413

Концерн «Белбиофарм»

119

119

16 619

16 638

100,1

2 031

2 031

100,0

0

0

Концерн «Беллегпром»

14 280

13 074

100 548

101 780

101,2

12 392

12 250

98,9

0

142

Минстройархитектуры

6 825

6 336

254 012

254 536

100,2

29 688

29 474

99,3

0

213

Минтранс, всего

1 809

1 722

184 309

184 398

100,0

20 562

20 562

100,0

0

0

в т. ч. Белорусская железная дорога

995

915

152 251

152 331

100,1

16 703

16 670

99,8

0

33

в т. ч. Департамент по авиации

415

486

5 474

5 474

100,0

490

509

103,8

0

0

Минсвязи

391

268

36 847

36 971

100,3

4 141

4 156

100,4

0

0

Минсельхозпрод, всего

320 711

312 102

451 443

460 792

102,1

53 852

55 064

102,3

0

0

в т. ч. предприятия республиканской собственности

53 978

49 729

136 227

140 430

103,1

16 449

16 972

103,2

0

0

в т. ч. предприятия коммунальной собственности

266 733

262 373

315 216

320 362

101,6

37 403

38 092

101,8

0

0

Минжилкомхоз, всего

40 627

28 507

676 538

688 659

101,8

55 872

56 465

101,1

0

0

в т. ч. предприятия коммунальной собственности

40 595

28 506

674 618

686 706

101,8

55 672

56 263

101,1

0

0

Бюджетная сфера, всего

4 448

2 094

295 873

297 780

100,6

24 527

24 268

98,9

0

259

в т. ч. организации, финансируемые из республиканского бюджета

3 088

1 419

91 439

92 982

101,7

7 942

7 909

99,6

0

33

в т. ч. организации, финансируемые из местных бюджетов

827

465

189 582

189 944

100,2

15 335

15 174

99,0

0

161

Минторг (предприятия республиканской собственности)

100

103

9 381

9 381

100,0

919

873

95,0

0

46

Концерн «Белгоспищепром»

3 693

3 936

50 834

50 941

100,2

6 376

6 376

100,0

0

0

Белкоопсоюз

469

385

59 421

59 512

100,2

7 487

7 487

100,0

0

0

Прочие

79 418

76 859

1 393 007

1 395 075

100,1

156 984

156 746

99,8

0

238

 

Таблица 2

 

Оснащенность предприятий АСКУЭ по состоянию на 01.10.2008 г.

РУП-облэнерго

Количество предприятий с присоединенной мощностью 750 кВА и выше

Количество предприятий, оснащенных АСКУЭ

С возможностью сопряжения с расчетными системами

Оснащенность предприятий АСКУЭ,  %

«Брестэнерго»

143

20

14,0

«Витебскэнерго»

179

75

64

41,90

«Гомельэнерго»

213

49

23,00

«Гродноэнерго»

109

77

70,64

«Минскэнерго»

452

170

53

37,6

«Могилевэнерго»

118

15

2

12,7

ГПО «Белэнерго»

1 214

406

119

33,44

 

Таблица 3

 

Количество установленных АСКУЭ-быт по состоянию на 01.07.2008 г.

РУП-облэнерго

Общее количество АСКУЭ-быт

Количество многоквартирных жилых домов, оборудованных АСКУЭ-быт

Количество бытовых абонентов, охваченных АСКУЭ-быт

«Брестэнерго»

55

69

4 633

«Витебскэнерго»

150

151

13 603

«Гомельэнерго»

116

116

9 388

«Гродноэнерго»

28

31

2 413

«Минскэнерго»

287

287

31 055

«Могилевэнерго»

31

31

2 804

ГПО «Белэнерго»

667

685

63 896

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком