На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Актуально

01.07.2009 Создание в республике АСКУЭ – под угрозой срыва?

 

Создание в республике АСКУЭ – под угрозой срыва?

 

Со времени принятия Советом Министров Беларуси постановления от 02.08.2005 г. № 847 «О мерах по внедрению в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии» прошло больше трех с половиной лет. Специалисты в области учета электрической энергии знают, что это постановление явилось в определенном смысле революционным и положило начало формированию в республике новой технической политики. В соответствии с ней сделан окончательный выбор в пользу внедрения автоматизированного учета электроэнергии с применением электронных цифровых программируемых многотарифных многофункциональных счетчиков электрической энергии.

Ориентация на использование электронных счетчиков основана на долгосрочной перспективе развития средств измерений электроэнергии, т. е. на высокой точности измерения, широком диапазоне измеряемых токов, большом выборе функциональных возможностей, цифровых интерфейсах передачи данных.

 

Современные системы учета электроэнергии обеспечивают измерение, обработку и передачу в энергоснабжающие организации информации об отпущенных потребителям энергии и мощности. Эти данные являются основанием для проведения между указанными организациями и потребителями денежных расчетов за поставку товарной продукции и таким образом оказывают непосредственное влияние на экономику предприятий ГПО «Белэнерго».

Многообразие предлагаемых на рынке приборов учета электроэнергии разнородных средств учета потребовало выработки единой государственной политики по отбору и применению тех или иных средств для эффективного и полного решения задач учета в сбалансированных интересах энергосистемы и потреби­телей.

За последние годы в энергетической отрасли сформирована и успешно проводится научно обоснованная техническая политика в области приборного учета электроэнергии, основанная на эффективной системе испытаний и отбора средств учета электроэнергии для применения в составе АСКУЭ. Это позволило унифицировать требования к средствам учета различных изготовителей, значительно повысить их качество и поставить определенный барьер на пути использования в Беларуси средств учета, не отвечающих отраслевым требованиям.

В республике принят ряд нормативных правовых технических актов, законодательно закрепляющих проведение указанной политики в области приборного учета электроэнергии.

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2005 г. № 847 «О мерах по внедрению в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии».

• Программа создания в республике в 2006–2012 гг. автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии.

• Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2006 г. № 655 «О некоторых вопросах выполнения работ по созданию в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии».

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2008 г. № 1339 «Об отдельных вопросах потребления электрической энергии в 2008–2009 годах».

• Пособие П2-2000 к строительным нормам и правилам 2.08.01-89 «Электроустановки жилых и общественных зданий».

• Концепция приборного учета электроэнергии в Республике Беларусь.

• Инструкция по организации учета электрической энергии, утвержденная приказом Минтопэнерго Республики Беларусь от 30.04.1996 г. № 28.

• Указание ГПО «Белэнерго» от 03.05.2006 г. № 18 «О применении нормативных документов в области организации расчетного учета электрической энергии».

• Технические требования ГПО «Белэнерго» к АСКУЭ различных видов.

• Положение об отраслевом перечне средств коммерческого учета электроэнергии для целей применения в составе АСКУЭ.

• Программы отраслевых испытаний различных средств учета (трансформаторов, счетчиков, УСПД).

С началом внедрения АСКУЭ электросчетчики перестали рассматриваться как завершенные технологические изделия. Они теперь являются элементами АСКУЭ и должны удовлетворять ряду дополнительных требований, а именно:

– длительно (месяцы и годы) хранить результаты измерений электроэнергии и мощности в своей цифровой базе данных;

– обеспечивать локальный и дистанционный доступ к этим данным с табло и цифрового интерфейса;

– обеспечивать защиту данных от несанкционированного доступа и т. д.

В свою очередь, внедрение АСКУЭ открыло перед энергоснабжающими организациями и потребителями новые технологические возможности по использованию данных учета:

• эффективный контроль прохождения энергии по всему ее технологическому циклу (производство, передача, распределение и потребление);

• расчет средневзвешенной получасовой совмещенной активной мощности в часы суточных максимальных электрических нагрузок энергосистемы;

• составление балансов электроэнергии, зафиксированных на определенное время, что позволило определять реальную (а не расчетную) величину потерь электроэнергии в электросетях;

• внедрение инструмента отыскания очагов безучетного потребления (хищений) электрической энергии;

• обеспечение сопряжения баз данных АСКУЭ и оперативных расчетов за потребленные энергию и мощность с автоматизированным разнесением соответствующей информации по лицевым счетам потребителей и оформлением платежных документов.

Таким образом, основной целью перехода с индукционного на электронный учет электроэнергии является создание технической возможности для внедрения аппаратных и программных средств, обеспечивающих существенное повышение защиты экономических интересов энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» при осуществлении ими функций по продаже своей продукции (электрической энергии) – сбытовых функций. Очевидно, что эта цель может быть достигнута при условии комплексного подхода к проблеме продажи (сбыта) электроэнергии, что предполагает наряду с модернизацией учета электроэнергии внедрение новых тарифных систем, создание новых организационных структур, а также изменение отношения потребителей к электроэнергии как высоколиквидному, специфическому товару, потребление которого объективно обусловлено необходимостью соблюдения ряда режимных требований.

Именно такой комплексный подход продемонстрирован в Программе создания в республике в 2006–2012 гг. автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, разработанной в соответствии с указанным постановлением Совета Министров. Программа утверждена председателем Госкомвоенпрома и министром энергетики Республики Беларусь. Она содержит 10 разделов, включающих следующие направления:

• организационное обеспечение создания АСКУЭ;

• разработка нормативной базы и методологических подходов;

• разработка технических аспектов и проектирование;

• разработка современных тарифных планов с учетом перспективы управления электрическими нагрузками;

• испытания технических средств – элементов АСКУЭ и экспериментальная проверка принимаемых решений;

• вопросы метрологии и защиты информации.

За прошедшие со дня утверждения программы годы проведена значительная работа. Но главное, чего удалось достичь, – это изменение психологии потребителя по отношению к организации учета электроэнергии. Сегодня все понимают, что учет электроэнергии находится под пристальным вниманием энергоснабжающих организаций, так как является главным инструментом торговли электрической энергией.

Вместе с тем в области проведения политики приборного учета электроэнергии существуют важнейшие нерешенные проблемы, которые ставят под угрозу срыва выполнения названной программы в целом.

1. Формирование и ведение Отраслевого рекомендуемого перечня средств учета электрической энергии для целей применения в составе АСКУЭ (далее – Перечень) происходило в течение длительного периода (начиная с 2005 г.) с использованием результатов отраслевых испытаний средств учета электроэнергии в аккредитованном органами Госстандарта испытательном центре РУП «Гродноэнерго» и опытно-промышленной эксплуатации указанных средств в составе АСКУЭ на реальных объектах.

За прошедший период были сформированы четыре редакции Перечня, что позволило организовать конструктивное взаимодействие с заводами – изготовителями средств учета электроэнергии по проведению согласованной технической политики в области создания АСКУЭ.

Важно отметить, что Перечень средств учета электрической энергии для целей применения в составе АСКУЭ не противоречит Государственному реестру средств измерений, а исходит из него и распространяет свое действие только на те средства учета электроэнергии, которые работают в составе АСКУЭ. Это нашло подтверждение в письме Госстандарта от 12.04.2005 г. № 03-24/393-р.

Ввод в действие Министерством архитектуры и строительства Беларуси Пособия П-2000 к СНиП «Электроснабжение жилых и общественных объектов», которое содержит требование обязательного применения на строящихся объектах электронных программируемых счетчиков электроэнергии, положил начало включению Перечня в состав нормативных правовых технических актов.

Системная работа по сопровождению Перечня, разработке соответствующих методик испытаний, оперативному анализу недостатков средств учета электроэнергии различных производителей стала катализатором процесса повышения качества продукции на белорусских и зарубежных заводах – изготовителях средств учета электроэнергии. В результате повышения конкурентоспособности продукции белорусских изготовителей средств учета электроэнергии доля изготовленных ими и установленных счетчиков за три года составила 57 % от общего количества, а с учетом Фанипольского завода измерительных приборов «Энергомера» – 67 %.

Но, несмотря на достигнутые положительные результаты, работа по сопровождению Перечня в план НИОКТР на 2009 г. не включена, тем самым не предусмотрены средства на финансирование указанной работы.

Отказ от выполнения работы по сопровождению Перечня, прекращение испытаний новых типов средств учета электроэнергии неминуемо приведет к торможению процессов совершенствования учета электроэнергии, а отказ от самого Перечня в принципе с большой степенью вероятности повлечет за собой наводнение белорусского рынка приборов учета низкокачественной дешевой продукцией, не совместимой с имеющимися в РУП-облэнерго программными и аппаратными средствами АСКУЭ.

2. Не создана единая организационная структура, предназначенная для управления процессом создания АСКУЭ, из-за чего организационные решения в области АСКУЭ фрагментарны, случайны и неэффективны.

Стоимость реализации Программы создания в республике в 2006–2012 гг. автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии оценивается суммой, эквивалентной 500 млн долл. США. Очевидно, что рациональное расходование этих средств не может быть организовано на общественных началах. Под решение масштабных задач должны быть созданы соответствующие структуры, мобилизованы лучшие кадры в этой области, созданы соответствующие условия для продуктивной работы.

В настоящее время решение вопросов проектирования, создания и эксплуатации средств учета электрической энергии, а также АСКУЭ сосредоточено в различных организациях отрасли: РУП-облэнерго, РУП «ОДУ», РУП «БЕЛТЭИ», ГПО «Белэнерго» и Минэнерго при фактическом отсутствии вертикали методического руководства указанным направлением деятельности.

Таблица

Количество многоквартирных домов, оснащенных АСКУЭ-быт по состоянию на 01.01.2009 г.

РУП-облэнерго

Количество МЖД, оснащенных АСКУЭ

«Брестэнерго»

56

«Витебскэнерго»

175

«Гомельэнерго»

177

«Гродноэнерго»

71

«Минскэнерго»

374

«Могилевэнерго»

44

ГПО «Белэнерго»

897

 

В отрасли не решены вопросы по созданию метрологической службы, что оказало негативное влияние на взаимодействие с Госстандартом по целому ряду принципиальных вопросов, связанных с разработкой нормативной базы для АСКУЭ. Длительное время не решается проблема организации метрологического обслуживания высоковольтных измерительных трансформаторов тока и напряжения на объектах их работы.

В областных предприятиях электроэнергетики решение вопросов учета, АСКУЭ и метрологии рассредоточено в различных структурах. Нет единообразной модели и не налажен механизм управления этими структурами.

В текущем году намечено выполнение работы НИОКТР «Разработка организационной структуры управления приборным учетом электроэнергии на объектах энергосистемы и потребителей». Внедрение – в лучшем случае в 2010 г.

3. Не определен источник финансирования создания АСКУЭ-быт в существующем жилищном фонде. Не решены вопросы собственности на электрические счетчики и оборудование АСКУЭ, установленные в многоквартирных жилых домах.

В период разработки и принятия постановления Совета Министров Беларуси от 02.08.2005 г. № 847 «О мерах по внедрению в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии» предполагалось по опыту Литовской Республики включить затраты на замену поквартирных счетчиков и создание АСКУЭ в существующем жилищном фонде в тарифы на электроэнергию и осуществить модернизацию учета у бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах, силами РУП-облэнерго. При этом предполагалось, что счетчики остаются на балансе и обслуживании энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго», решается проблема их замены в случае хищений, обеспечивается унификация технических решений в рамках создания АСКУЭ-быт.

К сожалению, вопрос о включении необходимых затрат в тарифы не был решен. Источника финансирования модернизации и замены устаревшего индукционного учета в существующем жилищном фонде не оказалось. АСКУЭ-быт все эти годы внедрялась только во вновь строящихся жилых домах. При этом остро встали вопросы собственности и сохранности средств учета электроэнергии, входящих в состав АСКУЭ-быт (электросчетчики, УСПД, модемы, соединительные кабели). Кроме того, создалась ситуация, когда выполнение Программы создания в республике в 2006–2012 гг. автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии в части оснащения жилищного фонда автоматизированным учетом не могло быть реализовано.

В этих условиях по примеру Российской Федерации нами было предложено принять на уровне Совета Министров решение о переходе к заключению договора электроснабжения между энергоснабжающей организацией и товариществом собственников (уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом жилого дома), а в качестве расчетного средства учета электроэнергии – использовать прибор группового учета, установленный на границе балансовой принадлежности между энергоснабжающей организацией и товариществом собственников жилого дома (в помещении ТП либо в щитовой жилого дома).

Указанная схема расчетов среди прочих преимуществ позволила бы обеспечить определение достоверной величины полезного отпуска электроэнергии бытовым потребителям и, как следствие, составление реального баланса электроэнергии.

Предлагаемый способ расчетов за потребляемую населением, проживающим в многоквартирных жилых домах, электроэнергию применяется энергосбытовыми компаниями ряда сопредельных стран (Россия, Украина). В Беларуси указанный принцип расчетов предусмотрен в договорах на отпуск тепловой энергии для оказания услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению.

Важным также представляется то, что потери электроэнергии во внутридомовых проводках будут оплачиваться, что будет стимулировать жильцов дома к пресечению имеющихся в настоящее время случаев воровства электроэнергии.

К сожалению, Минжилкомхозом позиция ГПО «Белэнерго» об использовании в качестве расчетного средства учета электроэнергии в многоквартирных жилых домах прибора группового учета, установленного на границе балансовой принадлежности между энергоснабжающей организацией и товариществом собственников жилого дома (в помещении ТП либо в щитовой жилого дома), с организацией расчетов за потребляемую электроэнергию по указанному прибору не поддерживается.

Данный вариант решения вопроса модернизации учета электроэнергии в жилищном фонде нашел отражение в проекте Правил электроснабжения, из-за чего указанные Правила до настоящего времени не согласованы Минжилкомхозом.

Вопрос «завис» и требует своего разрешения на уровне правительства.

4. Не реализуются стратегические решения в области тарифной политики, изложенные в Государственной комплексной программе модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г. № 399. Не внедряются эффективные тарифные системы, стимулирующие потребителей к переносу своей электрической нагрузки на вне пиковые интервалы времени и выравниванию графика электрической нагрузки энергосистемы.

Прежде всего это касается промышленных потребителей и населения, так как в общей структуре электропотребления доля потребления данных групп составляет 80 %.

Дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения, введенные с 1 января 2008 г., не получили широкого распространения, поскольку их внедрение непосредственно зависит от возможностей технических средств учета и уровня тарифов для указанной группы потребителей. А введение электронного учета у населения на сегодняшний день ограничено только вновь вводимыми в эксплуатацию жилыми домами.

Что касается промышленной группы потребителей, то внедрение в течение ряда лет двухставочного и двухставочно-дифференцированного по зонам суток тарифов на активную электрическую мощность и энергию с основной платой за фактическую величину наибольшей потребляемой активной мощности в часы максимальных нагрузок энергосистемы не привело к выравниванию и уплотнению суточного графика нагрузки энергосистемы.

Требуется внедрение новых эффективных тарифных систем. Тем более что перед промышленными потребителями и энергетиками сейчас ставится задача о переносе как минимум 100 МВт мощности из дневных часов суток в ночные часы. Без экономического стимула это сделать не представляется возможным. Тем более что существует практика предоставления отдельным хозяйствующим субъектам господдержки в виде снижения тарифов как на ночную энергию, так и на энергию, потребляемую в дневные часы суток, а также на потребляемую мощность в часы суточных максимумов нагрузки Белорусской энергосистемы.

Вместе с тем специалистами РУП «БЕЛТЭИ» разработан новый вид тарифов для потребителей-регуляторов, внедрение которого способно оказать существенное влияние на выравнивание формы суточного графика нагрузки энергосистемы. Для его внедрения требуется разработать компьютерную программу и провести эксперимент на выбранных предприятиях. Однако заявка РУП «БЕЛТЭИ» на финансирование этой работы до настоящего времени остается не удовлетворенной.

 

Заключение

 

Очевидно, что проблемные вопросы, поднятые в этой статье, носят принципиальный характер и могут быть урегулированы в случае заинтересованного рассмотрения руководством отрасли с принятием ответственных управленческих решений.

Хуже всего отсутствие любого решения. Принимать его все равно в перспективе придется, но уже за счет существенно больших средств.

 

Алексей БОГУШЕВИЧ, начальник управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго»

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком