На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Полемика

01.02.2009 Проблемы метрологии: казахский вариант

 

Проблемы метрологии: казахский вариант

 

В редакцию поступили два документа из Республики Казахстан (РК): проект «Правил установления принадлежности технических средств к средствам измерений» Министерства индустрии и торговли (выполняет в РК в том числе и функции, аналогичные нашему Госстандарту) и замечания к проекту со стороны метрологов электроэнергетической отрасли Казахстана. По сути, указанные документы поднимают те же вопросы, которые рассматриваются в дискуссии на страницах нашего журнала.

 

Правила установления принадлежности технических средств к средствам измерений

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 г. «Об обеспечении единства измерений», определяют порядок установления принадлежности технических средств к средствам измерений (далее – Правила) и распространяются на физические и юридические лица, являющиеся производителями, поставщиками или пользователями технических средств.

1. Общий порядок установления принадлежности технических средств к средствам измерений

1. Установление принадлежности технических средств к средствам измерений осуществляют физические и юридические лица, являющиеся производителями, поставщиками, пользователями и другими лицами, принимающими решения по ввозу, закупу, применению технических средств, при их выпуске из производства, при ввозе и реализации и перед началом эксплуатации.

2. Критериями отнесения технических средств к средствам измерений являются:

осуществление измерений с нормированной точностью;

наличие метрологических и технических характеристик.

Для технических средств, ввозимых повторно или ранее производимых, критериями отнесения к средствам измерений могут являться также наличие их в реестре государственной системы обеспечения единства измерений (далее – реестр ГСИ).

К средствам измерений относятся также:

стандартные образцы состава свойств веществ и материалов, представляющие образцы веществ (материалов) с установленными по результатам исследований (метрологической аттестации) значениями одной и более величин, характеризующих состав и свойства этих веществ (материалов);

технические системы и устройства, выполняющие измерительные функции (например, автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), система измерений количества нефти (СИКН) и другие).

3. Источниками для принятия решения по отнесению технических средств к средствам измерений являются:

информация, поступающая от производителя технических средств;

нормативная документация;

техническая (эксплуатационная) документация;

намерения по использованию;

данные реестра ГСИ.

4. Результатом отнесения технических средств к средствам измерений является соблюдение норм и правил, установленных Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений».

5. Лица, осуществляющие отнесение технических средств к средствам измерений и нарушившие законодательство в области обеспечения единства измерений, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

6. В особых случаях ввиду сложности технических средств отнесение их к средствам измерений может осуществляться Государственным научным метрологическим центром (далее – ГНМЦ) в соответствии с порядком, установленным в разделе 2.

2. Порядок установления принадлежности технических средств к средствам измерений с участием ГНМЦ

7. Заинтересованные в установлении принадлежности технических средств к средствам измерений физические и юридические лица направляют в адрес ГНМЦ письмо-запрос и комплект документов, сопровождающий техническое средство и включающий следующую информацию:

назначение технического устройства;

принцип действия технического устройства;

состав технического устройства;

полные технические и метрологические характеристики технического устройства.

Документы зарубежного производителя представляются с переводом на государственный и/или русский языки.

Ответственность за достоверность представляемой информации и аутентичность перевода несут физические и юридические лица.

8. ГНМЦ рассматривает представленную документацию на предмет:

достаточности представленной информации;

установления принадлежности технических средств к средствам измерений.

Работы по рассмотрению представленных документов по установлению принадлежности технических средств к средствам измерений проводятся на платной основе.

9. По результатам рассмотрения представленных материалов оформляется заключение, включающее информацию:

наименование организации (филиала) – заявителя, представившего запрос;

наименование технического средства;

дата получения материалов для рассмотрения (по дате регистрации в ГНМЦ);

перечень представленных документов;

заключение;

дата окончания рассмотрения материалов;

подпись лица, проводившего экспертизу, подпись руководителя подразделения.

10. Заключение рассматривается на техническом совете ГНМЦ, решения которого с представленной документацией передаются на рассмотрение Научно-технической комиссии по метрологии уполномоченного органа (далее – НТК) для принятия окончательного решения.

11. ГНМЦ на основании решения НТК направляет заключение с соответствующим решением заявителю.

Замечания к проекту Правил установления принадлежности технических средств к средствам измерений

№ п/п

Номер статьи, пункта

Текст проекта Правил

Замечания

1

Введение

«Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 г. «Об обеспечении единства измерений» и определяют порядок установления принадлежности технических средств к средствам измерений»

Процедура «установления принадлежности технических средств к средствам измерений» не предусмотрена Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений»

2

Раздел 1 п. 2

«Критериями отнесения технических средств к средствам измерений являются:
осуществление измерений с нормированной точностью; наличие метрологических и технических характеристик»

Определение термина «средство измерений» в Законе Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» и в СТ РК 2.1-2000 «ГСИ РК. Термины и определения» дает полное представление о техническом средстве, которое относится к средствам измерений и не требует проведения процедуры отнесения к средствам измерений

3

Раздел 1 п. 2

«Технические системы и устройства, выполняющие измерительные функции (например, автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ)»

Термин «технические системы и устройства» в Законе Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» и СТ РК 2.1-2000 «ГСИ РК. Термины и определения» отсутствует.
В соответствии с терминологией РМГ 29-99, если техническое средство не воспроизводит или не хранит единицу измерения, то оно не может быть отнесено к СИ.
В АСКУЭ процессы измерений сосредоточены только на их нижних уровнях, где в состав измерительного комплекса учета электроэнергии входят такие средства измерений, как измерительные трансформаторы тока, напряжения и счетчики электрической энергии, что составляет малую долю от всей совокупности системных операций, которые включают обработку информации и передачу в цифровом коде. Следовательно, относить систему целиком к СИ нецелесообразно

4

Раздел 1 п. 6

«В особых случаях ввиду сложности технических средств отнесение их к средствам измерений может осуществляться Государственным научным метрологическим центром (далее – ГНМЦ) в соответствии с порядком, установленным в разделе 2»

Не установлено, по каким критериям будет определяться сложность технических средств

5

Раздел 2 п. 7

«Заинтересованные в установлении принадлежности технических средств к средствам измерений физические и юридические лица направляют в адрес ГНМЦ письмо-запрос и комплект документов, сопровождающий техническое средство и включающий следующую информацию…»

Дублирует процедуру испытаний средств измерений для целей утверждения типа на соответствие или утвержденному типу, или метрологической аттестации средств измерений

6

Раздел 2 п. 8

«Работы по рассмотрению представленных документов по установлению принадлежности технических средств к средствам измерений проводятся на платной основе»

Не предусмотрено законодательством Республики Казахстан «Об обеспечении единств измерений» и потребует от производителей и заинтересованных физических и юридических лиц дополнительных затрат, что повлечет удорожание продукции.
Пункт 1 проекта Правил устанавливает процедуру отнесения технических средств к средствам измерений всеми заинтересованными лицами. Проведение дополнительной экспертизы, и тем более на платной основе, необоснованно

 

Редакция попросила прокомментировать эти документы кандидата технических наук Аркадия Гуртовцева.

То, что в Казахстане появился проект такого документа, свидетельствует, на мой взгляд, о двух вещах. Первое – метрологи до сих пор, несмотря на официально утвержденную метрологическую терминологию (РМГ 29-99. Метрология. Основные термины и определения), не имеют ясного представления о том, что является измерением и средством измерений (СИ), а что – нет. Второе – в рыночных условиях, когда резко снижается бюджетное финансирование, чиновники ищут себе возможности заработать на «хлеб с маслом». Такие возможности они создают за счет неясного формулирования основополагающих документов и обоснования того, что без их «мудрого» толкования разработанных ими же документов никто не сможет их правильно использовать.

Метрологи-энергетики Казахстана грамотно возражают чиновникам. Но в их возражениях есть слабое место, обусловленное противоречивостью того же РМГ 29-99, на который они ссылаются. Так, энергетики справедливо замечают, что «если техническое средство не воспроизводит или не хранит единицу измерения, то оно не может быть отнесено к СИ». Но чиновники тут же могут им противопоставить понятие косвенного измерения из того же РМГ как «определение искомого значения физической величины на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной». Здесь уже не требуется хранения или воспроизведения единицы измерения, а достаточно наличия в операциях функционального определения значения физической величины хотя бы одного результата измерений, причем независимо от вида его представления – сигналом или числом.

Поэтому и следует навести порядок в метрологической терминологии, четко и ясно отделив понятие измерения от других, неизмерительных действий, включая различные цифровые операции хранения, передачи, обработки, отображения и документирования цифровых результатов измерений. Как только результат измерений становится числом, тут же заканчивается измерение и начинается процесс дальнейшего использования числового (цифрового) результата. Для таких цифровых операций понятие косвенного измерения теряет всякий смысл. Вот только при этом условии контраргумент казахских энергетиков станет решающим. А до тех пор, пока метрология сохраняет понятие косвенного измерения для цифровых преобразований, под понятие средства измерений можно отнести все, что угодно.

Вывод: проект Правил не имеет законодательной основы и не устанавливает новых обоснованных требований, а является еще одним лишним документом, который имеет явную направленность на создание предпосылок для коррупционных нарушений.

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком