На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Комментарий

01.01.2009 Перечень выполняет свою функцию

 

Перечень выполняет свою функцию

 

Редакция обратилась к кандидату технических наук, ведущему научному сотруднику РУП «БЕЛТЭИ» Аркадию Гуртовцеву, который готовил все четыре редакции Отраслевого рекомендуемого перечня средств коммерческого учета электроэнергии для целей применения в составе АСКУЭ* (далее – Перечень), с просьбой прокомментировать проблемы его создания.

 

1. Отраслевые испытания и формирование Перечня осуществляются на основе четырех групп документов: государственных стандартов на электронные счетчики и измерительные трансформаторы (ТТ), отраслевых требований к АСКУЭ четырех видов (промышленности, быта, региональные и АСКУЭ ММПГ), отраслевых программ испытаний счетчиков, ТТ и УСПД, Положения об отраслевом рекомендуемом перечне средств коммерческого учета электрической энергии** (далее – Положение).

Формирование каждой очередной редакции Перечня происходит строго в соответствии с указанными документами, и в этом процессе участвуют специалисты трех организаций: Центра испытаний филиала ПСДТУ РУП «Гродноэнерго», РУП «БЕЛТЭИ» и управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго». Только после согласования всех вопросов между этими тремя организациями, которые обладают в данном направлении большим опытом и соответствующими знаниями, Перечень направляется на согласование в Госстандарт и на утверждение в Минэнерго. Особо следует отметить, что все приборы Перечня включены предварительно Госстандартом в Госреестр средств измерений Республики Беларусь, т. е. признаны подходящими для коммерческого учета электроэнергии в республике.

2. Сравнительный анализ последовательных редакций Перечня позволяет сделать следующие выводы.

В первой редакции Перечня от 1 декабря 2005 г. нет ни одного счетчика, к которому не было бы замечаний. Иными словами, счетчики всех белорусских и зарубежных изготовителей на тот момент не соответствовали в полной мере достаточно высоким отраслевым требованиям, хотя и удовлетворяли требованиям стандартов и были включены в Госреестр.

Согласно Положению (п. 1.8) «Средства учета, включаемые в Перечень, могут иметь два статуса: безусловный и условный. Средства учета с безусловным статусом включаются в Перечень без замечаний в адрес изготовителя или заявителя этих средств. Средства учета с условным статусом включаются в Перечень при наличии одного или нескольких замечаний …обязательным условием включения таких средств в Перечень является, во-первых, их полное соответствие требованиям стандартов и несущественный, второстепенный характер замечаний и, во-вторых, гарантия изготовителя или заявителя по устранению выявленных замечаний в течение установленного срока (от 3 до 6 месяцев, в зависимости от характера замечаний)…».

Практика показала, что включение в Перечень приборов с условным статусом является эффективным рычагом в управлении отраслевой технической политикой приборного учета электроэнергии в республике и мощным средством технического совершенствования приборов учета различными изготовителями. Все они стремятся, во-первых, за счет программно-аппаратных доработок и модернизаций сократить количество замечаний к своим приборам и, во-вторых, полностью их устранить для перевода приборов в Перечне из условного статуса в безусловный.

Во второй редакции Перечня от 1 марта 2006 г. безусловный статус получил только один трехфазный счетчик «Гран-Электро-СС-301» предприятия «Гран-Система-С», поскольку изготовителем было снято единственное замечание, предъявленное к данному счетчику в первой редакции Перечня. В эту редакцию дополнительно были включены с условным статусом три новых счетчика: трехфазный счетчик «Меркурий 230» фирмы «Инкотекс», а также трехфазный ЭЭ8005 и однофазный ЭЭ8003 счетчики ВЗЭП. В первой редакции был указан срок устранения замечаний изготовителями в 5 месяцев, но поскольку вторая редакция появилась через 3 месяца после первой, то вопрос об исключении из Перечня каких-то счетчиков не ставился (если бы пришлось исключать счетчики с условным статусом и неустраненными замечаниями, то Перечень был бы пуст!). Поэтому во вторую редакцию большинство счетчиков перешло с теми же замечаниями, которые были отражены в первой редакции. Тем не менее от ряда изготовителей были получены письма о том, что они работают над выявленными замечаниями и в ближайшем будущем их устранят.

Здесь следует вновь обратиться к Положению, которое в п. 3.7 предусматривает, что «В случае неустранения изготовителем или заявителем указанных замечаний в установленный срок и в указанном объеме средство учета подлежит исключению из Перечня. Технический совет Минэнерго имеет право продлить нахождение средства с условным статусом в Перечне на дополнительный ограниченный срок». Таким образом, истечение срока устранения замечаний к приборам с условным статусом еще не означает их автоматического исключения из Перечня. Решение должен принять только научно-технический совет Минэнерго с учетом всех сопутствующих факторов.

Следует иметь в виду, что согласно Положению (п. 3.2) «РУП-облэнерго имеют право не рекомендовать к применению на подведомственной территории средства учета с условным статусом». В любом случае окончательный выбор счетчика для АСКУЭ из Перечня должен делать конкретный потребитель (с учетом всей конкретной совокупности применений этих счетчиков, которую невозможно заранее жестко регламентировать) из предлагаемого ему набора рекомендованных счетчиков, часть из которых имеет условный, а часть – безусловный статус.

Практика показала, что устранение ряда замечаний к своей серийной продукции изготовитель не в состоянии выполнить за 3–5 месяцев. Особенно это касается зарубежных изготовителей, которые поставляют на рынок Беларуси относительно небольшой процент своих изделий. Исключить конкуренцию со стороны зарубежных изготовителей приборов учета путем их удаления из Перечня – это неверная и недальновидная политика, которая поведет, во-первых, к деградации отечественной техники и производств, а во-вторых, к техническому отставанию республики в области приборного учета электроэнергии. Ведь большинство передовых решений предлагают именно изготовители из ближнего зарубежья – из России, Украины, Литвы. Здесь же следует отметить, что уже не отраслевые испытания, а практика эксплуатации отечественных систем учета выявила многие проблемы, связанные с их низкой надежностью и неустойчивой работой (у многих зарубежных систем этого недостатка нет). Без честной конкуренции с системами учета из ближнего зарубежья не может быть развития отечественной техники и решения проблем создания АСКУЭ.

В третьей редакции Перечня от 23 мая 2007 г. (редакция была подготовлена РУП «БЕЛТЭИ» еще к 13 ноябрю 2006 г., но утверждена Минэнерго только через полгода) безусловный статус получили три трехфазных счетчика: «Альфа», «Альфа 1700» и «ЕвроАльфа» фирмы «Эльстер Метроника». Завод ВЗЭП полностью устранил замечания по счетчикам ЭЭ 8005 и 8003, а «Концерн «Энерго­мера» – по счетчиками ЦЭ 6822, ЦЭ 6827М и ЦЭ 6850М (на испытания были представлены усовершенствованные модели счетчиков, но, тем не менее, из-за недостатка данных по эксплуатации этих приборов они сохранили в Перечне свой условный статус). В эту редакцию дополнительно было включено с условным статусом шесть новых счетчиков: трехфазные счетчики СЭТ 4ТМ.03, ПСЧ-4ТМ, ПСЧ-3ТА и однофазный счетчик СЭБ-2А.07 ФГУП «Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе», а также однофазные счетчики СС-101 фирмы «Гран-Система-С» и СЭО 6005 Брестского электромеханического завода. По остальным счетчикам недостатки, указанные в предыдущей редакции, сохранились, хотя изготовители в своих письмах и сообщали, что работа над их устранением продолжается. Технический совет Минэнерго решения по исключению из Перечня счетчиков с истекшим сроком устранения замечаний не принимал.

Четвертая редакция Перечня была подготовлена РУП «БЕЛТЭИ» в декабре 2007 г., но утверждена Минэнерго только в конце ноября 2008 г. (спустя 11 месяцев, из которых 6 она находилась на согласовании в Госстандарте!). В этой редакции безусловный статус получили счетчики ЭЭ 8005 и ЭЭ 8003 ВЗЭП и счетчики ЦЭ 6850М, ЦЭ 6822 и ЦЭ 6827М концерна «Энергомера». Частично устранены замечания по счетчикам «Энергия» украинского производителя «Телекарт-Прибор». Дополнительно включено с условным статусом шесть новых счетчиков: Альфа А 1800 и А 1140 фирмы «Эльстер Метроника», однофазные и трехфазные счетчики NP-06 TD фирмы «ТелеТек», счетчик ПСЧ-4ТМ.05.04 Нижегородского завода им. М. В. Фрунзе, а также однофазный счетчик САЭ1-М-01 завода «Электроника». Из предыдущей редакции Перечня с неустраненными в срок замечаниями в новую редакцию перешли счетчики ФГУП «Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе», литовского ЗАО «ELGAMA ELEKTRONIKA» и московской фирмы «Инкотекс». В настоящее время Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе представил на испытания (и включил в Госреестр) свои счетчики с полностью устраненными замечаниями.

Все вышеизложенное доказывает, что Перечень, пусть и с временными задержками, но выполняет свою функцию по улучшению приборов учета отечественных и зарубежных изготовителей в соответствии с требованиями белорусских энергетиков. Поскольку все производители принимают замечания в свой адрес не по завершению испытаний, а по моменту включения их изделий в Перечень (устранение замечаний требует не только времени, но и больших затрат, поэтому изготовители должны быть уверены, что их продукция найдет применение в Беларуси), то многомесячные задержки с согласованием Перечня в Госстандарте и его утверждением в Минэнерго не способствуют должному совершенствованию и использованию приборов учета в республике.

3. В протоколе от 25.11.2008 г. заседания научно-технического совета Минэнерго, вынесшего решение об утверждении четвертой редакции Перечня, отмечена «нецелесообразность дальнейшего расширения Перечня, так как в настоящее время он насчитывает 39 средств коммерческого учета электрической энергии (против 24 ранее) с условным и безусловным статусом, и дальнейшее их увеличение снижает его эффективность для отрасли». В решении также записано: «проработать вопросы исключения из последующей редакции перечня позиции по отдельным производителям, так и не выполняющим требования Положения, предупредив их об этом письменно». Поэтому при подготовке очередной, пятой редакции Перечня работа по его «чистке» будет проведена.

Вместе с тем нельзя согласиться с мнением, что Перечень надо ограничить по количеству приборов учета. Так, во-первых, цифра в 39 типов приборов сама по себе ничего не говорит (к примеру, Госреестр содержит их более 100!), поскольку это количество охватывает различные типы ТТ на 0,4 и 10 кВ, однофазные счетчики с различными интерфейсами, трехфазные счетчики активной, активной/реактивной энергии одного направления и активной/реактивной энергии двух направлений и, опять же, с различными интерфейсами.

Таким образом, по узким направлениям учета конкурирует между собой всего лишь несколько типов приборов. Во-вторых, совершенствование приборов учета нельзя остановить: все изготовители улучшают старые приборы и создают новые, кроме того, на рынок приходят новые производители, желающие сказать свое веское слово. Почему им надо говорить «нет», если они способны конкурировать? Пусть всех рассудит потребитель, для которого наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие.

 

* Журнал «Энергетика и ТЭК», № 2, 6, 2006 г., № 7/8, 2007 г.

** Журнал «Энергетика и ТЭК», № 7, 2005 г.

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком