На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Крупным планом

01.01.2010 Цена нефтяного спора

 

Цена нефтяного спора

 

Беларусь и Россия до сих пор (на 20 января текущего года. – Прим. ред.) не согласовали условия поставок российской нефти в 2010 г. С конца 2009 г. состоялось несколько раундов переговоров, однако принципиально сблизить подходы сторонам пока не удалось.

Хотя зеркально нефтяной конфликт повторяет ситуацию начала 2007 г., Москва и Минск пока не пошли на его публичную экскалацию.

 

Транзит российской нефти по белорусской трубопроводной системе, невзирая на отсутствие в этом году межгосударственных договоренностей по условиям поставки в Беларусь, осуществляется беспрепятственно и на прежних условиях.

Но если переговоры окончательно зайдут в тупик, то может повториться сценарий начала января 2007 г., когда из-за нефтяного российско-белорусского конфликта Европа столкнулась с остановкой поставок нефти через территорию Беларуси.

 

История вопроса

 

Напомним, что три года назад стороны пытались договориться об условиях поставки российской нефти в Беларусь без введения пошлины. При этом РФ, которая в течение нескольких лет фактически ничего не получала от толлинговых схем переработки нефти в Беларуси, принципиально настаивала на одном условии – создании гарантированного механизма перечисления в российский бюджет части экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти.

После того как переговоры зашли в тупик, Москва ввела 100-процентную пошлину на поставки нефти в Беларусь. Вслед за этим официальный Минск в попытке компенсировать финансовые потери в новых условиях вводит невиданную для мировой практики пошлину на транзит российской нефти через свою территорию. Это привело к «нефтяной войне» между союзниками, в результате которой были приостановлены поставки российской нефти через белорусский нефтепровод «Дружба» в Европу.

Тем не менее сторонам пришлось садиться за стол переговоров и договариваться. В то время по предложению прежнего министра экономики РФ Германа Грефа была введена спецпошлина на поставки нефти в Беларусь. Хотя на самом деле она не была пошлиной в классическом понимании, а представляла собой механизм гарантированного раздела между бюджетами РФ и РБ прибыли от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти на белорусских НПЗ.

Три года назад Россия с помощью этого механизма предоставила Беларуси мягкий переходный период от льготных условий к более прагматичным. Инструмент спецпошлины позволял делить прибыль от экспорта нефтепродуктов по нарастающей в пользу российского бюджета: в 2007 г. в пропорции 30:70, в 2008-м – 20:80 и в 2009-м – 15:85.

Существовавший в течение трех лет механизм распределения экспортной выручки от продажи нефтепродуктов, переработанных на белорусских НПЗ, был оптимальным для Беларуси, поскольку позволял неплохо зарабатывать бюджету и стимулировать поставки нефти в страну. Поэтому для Беларуси было важно как минимум сохранить сложившиеся в 2009 г. условия на нефтяном рынке. Это вопрос принципиальный. Ведь поступления от экспорта нефтепродуктов составляют примерно треть валютных поступлений в бюджет страны.

Белорусская сторона приступила к обсуждению нефтяного вопроса с РФ задолго до наступления 2010 г. Все складывалось вроде бы неплохо. После долгих переговоров и обсуждения позиций в Москве 26 октября 2009 г. в рамках двусторонней рабочей группы на уровне замминистров финансов Беларуси и РФ стороны согласовали подходы по условиям поставок нефти в 2010 г. Речь шла о том, что поставки нефти в Беларусь в первом полугодии 2010 г. будут осуществляться по правилам 2009-го. При этом белорусской стороне удалось выторговать более выгодный коэффициент, определяющий размер спецпошлины на поставляемую в страну нефть, – 0,32 %, а не 0,356 % к стандартной российской экспортной пошлине на нефть, как в 2009 г. Во втором полугодии стороны собирались либо пролонгировать этот механизм, либо отменить – в том случае, если удалось бы согласовать механизм межбюджетного распределения экспортной пошлины на нефтепродукты в рамках Таможенного союза «тройки», который начал действовать с 1 января 2010 г.

Однако договоренности на уровне минфинов вызвали недовольство в правительстве России. Согласованный минфинами двух государств протокол по условиям поставки нефти в Беларусь не прошел согласования в Минэнерго РФ. Глава этого министерства Сергей Шматко во время выступления 2 декабря в Госдуме пояснил, почему Минэнерго заняло иную позицию. Он заявил, что льготный режим для белорусских нефтяников должен быть связан с вхождением российской компании в нефтяную инфраструктуру на территории Беларуси.

В результате фактически на завершающем этапе переговоров Минфин РФ был отстранен от нефтяных переговоров с белорусами. Правительство России поручило их вести Минэнерго РФ. Это министерство предложило принципиально иные правила поставок российской нефти в Беларусь. А именно: отсечь от беспошлинных поставок объем внутреннего потребления Беларуси (6,3 млн т), а на оставшийся объем ввести 100-процентную экспортную пошлину (еще раз отметим, в 2009 г. действовал понижающий коэффициент на поставки нефти 0,356).

Предложенный подход вызвал категорическое несогласие белорусской стороны. Минск настаивает, чтобы условия поставок нефти в Беларусь принимались с учетом создания Таможенного союза. Это означает, что вся нефть должна поставляться беспошлинно, а распределению подлежит только выручка с экспорта нефтепродуктов в рамках правил Таможенного союза.

Порядок межбюджетного распределения и зачисления вывозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза должен быть подготовлен лишь к 1 марта 2010 г. Поэтому Минск предложил российской стороне в течение января – февраля 2010 г. беспошлинно поставить в Беларусь 1,8 млн т нефти (этого достаточно для полной загрузки двух белорусских НПЗ. – Прим. автора), а затем работать в рамках правил Таможенного союза, то есть распределять экспортную выручку от продажи нефтепродуктов.

Можно предположить, что недовольство Минска вызвано не только нарушением условий Таможенного союза, но и, в первую очередь, увеличением примерно в два раза в сравнении с условиями 2009 г. объема платежей в российский бюджет.

Москва категорически возражает против межбюджетного рапределения экспортных пошлин на нефтепродукты. Она не хочет еще раз наступать на одни и те же грабли. Практика раздела уже существовала с 1996-го по 2006 г., и в результате российский бюджет практически ничего не получал от переработки своей нефти на белорусских НПЗ. Тем более РФ не хочет соглашаться с таким подходом сейчас, опасаясь, что из-за ухудшения экономической ситуации в Беларуси получить причитающиеся ей «нефтяные деньги» будет гораздо сложнее, чем раньше.

 

Каждый стоит на своем

 

Вице-премьер российского правительства Игорь Сечин еще 28 декабря 2009 г. предупредил белорусскую сторону: если соглашение о поставках нефти в Беларусь не будет подписано 30–31 декабря, то с 1 января 2010 г. вступит в действие обычный режим поставок энергоресурсов, который предусматривает выплату 100 % таможенных платежей.

После того как состоявшиеся в Москве 31 декабря 2009 г. переговоры провалились, российская сторона проинформировала Минск о переходе с 1 января к взиманию 100-процентной таможенной пошлины на поставляемую в Беларусь нефть.

Белорусская сторона считает, что Россия таким образом нарушает принципиальные договоренности в части единых таможенных тарифов и правил нетаможенного регулирования для трех государств в рамках Таможенного союза, который вступил в силу с 1 января 2010 г. Более того, как заявил СМИ представитель органов госуправления Беларуси, близкий к нефтяным переговорам, участие Беларуси в Таможенном союзе в случае сохранения российских экспортных пошлин на нефть для республики бессмысленно. «Вывод торговли нефтью за пределы конфигурации Таможенного союза – опасный прецедент. За этим может последовать желание аналогичным образом поступить с газом, электроэнергией, а возможно, и с другими, уже не сырьевыми товарами», – сказал собеседник.

По его мнению, итогом такой политики исключений товарных групп станет деформация и ущербность Таможенного союза. Разные цены на сырьевые ресурсы противоречат основополагающим принципам создаваемого Единого экономического пространства и приведут к разной себестоимости производимой продукции и, соответственно, разной конкурентоспособности российских и белорусских товаров на общем рынке.

«Новые подходы Российской Федерации к условиям торговли нефтью с Беларусью в 2010 г., обозначенные российской стороной незадолго до Нового года, серьезно подрывают согласованную конструкцию Таможенного союза «тройки», под которой стоит и подпись президента России», – отметил чиновник.

Однако ожидаемых резких шагов со стороны Минска вслед за этим не последовало.

В затянувшиеся переговоры по поставкам российской нефти в Беларусь вмешался глава государства Александр Лукашенко. 13 января он направил письмо с изложением позиции белорусской стороны по этому вопросу президенту РФ Дмитрию Медведеву.

В сообщении пресс-службы белорусского Президента отмечается, что начатые в конце прошлого года между Беларусью и Россией переговоры об условиях поставки нефти оказались безрезультатными. Вместе с тем еще 10 декабря 2009 г. в ходе заседания Высшего госсовета президентами двух стран была достигнута договоренность, что в течение первых 2–3 месяцев 2010 г. нефть будет поставляться в Беларусь беспошлинно и за это время стороны согласуют условия дальнейшей поставки. Однако впоследствии РФ фактически отказалась от выработанных договоренностей и выдвинула неприемлемые для Беларуси условия, отмечается в сообщении.

В середине января в СМИ появилась информация, что белорусская сторона готова к переговорам с учетом позиции РФ, но при условии увеличения беспошлинной поставки нефти в страну с 6,3 млн т до 8–9 млн т.

Однако пресс-секретарь белорусского премьер-министра Александр Тимошенко эту информацию опроверг. Он еще раз подчеркнул, что белорусская позиция по вопросам поставки нефти изложена в письме А. Лукашенко, направленном Д. Медведеву.

В СМИ также появилась информация о том, что белорусская сторона с целью компенсации финансовых потерь с учетом предложенных РФ условий обсуждает возможность повышения тарифа на транзит российской нефти через свою территорию примерно в 10 раз – до 45 долл./т. После чего вице-премьер РФ Игорь Сечин 12 января в письме в адрес первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко предупредил о возможности лишить Беларусь квот на беспошлинную поставку нефти, если она увеличит стоимость транзита российской нефти через белорусскую территорию без согласования с российской стороной механизма тарифного регулирования.

В письме подчеркивается, что решение России о беспошлинных поставках в Беларусь в 2010 г. 6,3 млн т нефти является «жестом доброй воли», и если такие условия белорусскую сторону не устраивают, Россия готова перейти на рыночные условия поставок нефти в Беларусь.

 

НПЗ работают в режиме неполной загрузки

 

Пока стороны спорят, белорусские НПЗ в январе работают в режиме неполной загрузки. Заводы в декабре прошлого года авансом оплатили поставки нефти на январь исходя из условий поставки в 2009 г., когда существовал понижающий коэффициент 0,356 к стандартной российской экспортной пошлине. Но с 1 января 2010 г. при поставках российской нефти в Беларусь в ее стоимость включается 100-процентная стандартная российская экспортная пошлина – с 1 января она составляет 267 долл./т. И если в декабре средняя цена поставок нефти в Беларусь составляла 380 долл./т, то в январе она выросла на 170 долл. – до 550–560 долл./т. В результате оплаченной авансом нефти при щадящей загрузке заводов должно хватить в лучшем случае до конца января.

Что же касается российских компаний, которые работают в Беларуси на давальческих условиях и традиционно поставляют около 50–60 % объема перерабатываемой на белорусских НПЗ нефти, то они при отсутствии четких условий воздерживаются от заключения контрактов.

В то же время российская компания «Транснефть», которая занимается прокачкой нефти в Беларусь, уже предупредила, что прокачка нефти на Мозырский НПЗ может быть временно остановлена из-за неподтверждения объемов. Пресс-секретарь компании Игорь Демин сообщил 13 января ИТАР-ТАСС, что «ситуация с НПЗ «Нафтан» в Новополоцке некритичная, с Мозырским НПЗ более сложная, так как там заканчиваются подтвержденные объемы, но они еще могут подтвердить заявку».

«Мы прокачку не останавливаем, и в любой момент они могут подтвердить объемы», – сказал И. Демин. По его словам, сроки подтверждения объемов не регламентированы ранее подписанным соглашением, обычно это происходит за 2–3 суток.

В концерне «Белнефтехим», комментируя ситуацию, говорят, что российская нефть в Беларусь поступает в соответствии с ранее заключенными контрактами, и сейчас ведется работа по заключению новых контрактов.

 

Льготная нефть в обмен на активы

 

Очевидно, что Москва была готова смягчить условия поставок энергоресурсов в обмен на доступ к белорусским активам. Интеграция в ТЭКе предусмотрена программой расширения российско-белорусского сотрудничества в энергетической сфере, которую стороны планировали подписать 10 декабря 2009 г. на ВГС, но из-за разночтений так и не смогли этого сделать.

Скорее всего, в ответ на смягчение позиций по нефтяному вопросу Москва ждет реальных предложений по приватизации белорусских НПЗ.

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 11 декабря (сразу же после заседания в Москве ВГС, на котором обсуждался нефтяной вопрос) заявил, что решение о продаже белорусского нефтеперерабатывающего комплекса «Нафтан – Полимир» будет принято в ближайшее время. «Мы находимся в состоянии низкого старта», – сказал он.

При этом В. Семашко сформулировал «три требования» к потенциальным инвесторам, а конкретнее, к российским нефтяным компаниям, которые, как было сказано, «нас устраивают наилучшим образом». Первое – подписание инвестиционного соглашения с гарантиями вкладывания инвестиций в развитие производства, второе – чтобы они обладали собственной ресурсной базой и третье – рынками сбыта.

Александр Лукашенко во время пресс-конференции для СМИ Беларуси 30 декабря уточнил эту позицию. «Вопрос только в одном – сколько заплатите. Мы давно пошли на приватизацию того или иного предприятия, на которое положили глаз многие и в Америке, и в Европе, и в РФ. Но нам пока не дали ту цену, которую мы хотим. Будет нормальная цена, будут соблюдены наши условия – мы на это пойдем», – заявил А. Лукашенко.

По его словам, всего при приватизации должно соблюдаться около 20–25 условий. В частности, заработная плата за три года на предприятии должна увеличиться как минимум в два раза, ни один человек не должен быть «выброшен с производства», налоги необходимо увеличить минимум в 1,5–2 раза, модернизировать производство.

Почему наши заводы так привлекательны для россиян? Как было заявлено, они конкурентоспособны, производят хороший товар. В России нет заводов с такой глубиной переработки нефти. В модернизацию «Нафтана» белорусской стороной было вложено более 0,5 млрд долл., а в комплекс «Нафтан – Полимир» надо вложить еще 1,5 млрд долл.

Однако о скорой приватизации «Нафтана» не может быть и речи, пока Беларусь и Россия не подпишут соглашение об условиях участия российских нефтяных компаний в деятельности субъектов белорусского ТЭК.

Проектом Программы расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере (как заявил 11 декабря В. Семашко, стороны планируют подписать этот документ в конце февраля 2010 г.) оговорено участие российских нефтяных компаний в приватизации белорусских НПЗ, в том числе ОАО «Нафтан» (отметим, что речь не идет о комплексе «Нафтан – Полимир»).

Среди потенциальных покупателей «Нафтана» в проекте совместной программы фигурируют российские компании «Роснефть» и «Лукойл». Но при этом четко сказано, что их участие в приватизации завода возможно при условии обеспечения контроля за работой новополоцкого НПЗ.

Что же касается сроков, то, как сказано в документе, они будут определены после подписания межправительственного соглашения между РФ и Беларусью об условиях участия российских нефтяных компаний в деятельности субъектов белорусского ТЭК.

«Лукойл» и «Роснефть» действительно проявляли интерес к приватизациии белорусского нефтехимического комплекса в первой половине 2008 г., но в период кризиса переговоры по этому вопросу не велись. Президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков 15 декабря заявил журналистам, что его компания ведет переговоры с Беларусью по поводу возможного приобретения НПЗ «Нафтан», поскольку этот актив представляет интерес для компании. Однако участие компании в приватизации данного актива зависит от условий, которые пока не объявлены, сказал С. Богданчиков.

Глава «Роснефти» неслучайно сделал оговорку насчет условий приватизации «Нафтана». Белорусское правительство в 2004 г. на пике повышенного интереса российских компаний к белорусской нефтянке уже объявляло о продаже госпакетов акций «Нафтана» и «Полимира» в «паре». Однако после того, как были озвучены инвестиционные условия конкурса, ни одной заявки не поступило.

Похоже, что РФ хочет застраховаться от повторения аналогичной ситуации.

 

Татьяна МАНЕНОК

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком