На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Опыт

01.03.2010 Перспективы развития последипломного образования в области энергетики

 

Перспективы развития последипломного образования в области энергетики

 

На страницах журнала «Энергетика и ТЭК» в ряде статей [1–4] поднималась тема совершенствования подготовки специалистов и повышения качества образования в области энергетики. Хотелось бы затронуть не менее важную тему – развитие последипломного образования в отрасли.

Дополнительное профессиональное образование в республике обеспечивают более 300 учреждений образования. Среди них – и Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ», который около 50 лет работает на рынке образовательных услуг.

 

Повышение квалификации относится к дополнительному образованию и должно обеспечить углубление профессиональных знаний и навыков руководителей, специалистов и рабочих, занятых эксплуатацией систем газоснабжения и объектов газопотребления. Качество обучения напрямую связано с обеспечением безаварийной эксплуатации объектов повышенной опасности.

Согласно Положению о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, продолжительность повышения квалификации работников составляет от 1 до 2 недель. За предельно короткий срок слушателю необходимо освоить все, что намечено учебным планом и программой обучения, которая включает в себя объемный теоретический материал по устройству газового оборудования, изучение большого количества нормативных документов (Правила, ГОСТ, РД, инструкции) и т. д. Используя стандартные подходы к процессу образования, усвоить предлагаемый материал довольно сложно.

В процессе обучения применяются различные методы и приемы, цель которых – приблизить теорию к производству. К примеру, изучая свойства горючих газов, акцентируют внимание на его плотности и сравнивают с воздухом. Если же работник забывает, что природный газ легче воздуха, а сжиженный – тяжелее, то он может легко создать условия для аварии на производстве.

На каждом этапе теоретического обучения материал излагается поэлементно, с применением практических навыков. Для этой цели используются созданный нами полигон и техническая лаборатория, где можно продемонстрировать взрыв газа в топке агрегата, показать работу КИП, автоматизацию процесса розжига и многое другое, с чем приходится сталкиваться работникам на производстве.

Развитие информационных технологий отразилось и на организации учебного процесса. Особое место при подаче лекционного материала отводится лекции-презентации, выполненной в программе Power Point. Если электронный учебник или электронная лекция выполняются на гипертекстовой основе, то данная лекция подается в сжатой форме, где выделены основные моменты курса. Плюс к этому – широкое поле для иллюстрации в виде отдельных узлов оборудования, миниплакатов или же элементов анимации того же оборудования. Четко изложенная информация, удобный темп работы, а также мультимедийные приложения делают данную лекцию гиперактивной, создавая положительное психологи­ческое восприятие информации для каждого слушателя. Интерактивные возможности компьютерных технологий позволяют активизировать учебный процесс, причем как в аудитории, так и самостоятельную работу слушателей. В обучающий электронный учебно-методический комплекс (УМК), разработанный по каждой дисциплине, входят учебный материал, содержание которого должно быть усвоено слушателем, и методическое руководство для преподавателя. Кроме этого, в состав УМК включены учебный план, учебная программа, нормативная документация, электронные учебники, блок для слушателя и профессорско-преподавательского состава, блок «Натуральные объекты и средства их отображения», блок контроля.

При помощи этой разработки можно решить ряд задач, а именно:

• освоить теоретические основы по вопросам безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления;

• приобрести навыки практической работы по эксплуатации оборудования и установок;

• научиться оформлять эксплуатационную документацию;

• получить навыки в организации газовой службы предприятия;

• научиться рационально использовать теплоэнергоресурсы.

Данная разработка позволяет комплексно воздействовать на слушателя путем сочетания информационной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Конечно, каждый из компонентов комплекса сам по себе не решает педагогических задач, основная роль отводится педагогу. Но, тем не менее, данный комплекс помогает создать условия для обучения, максимально приближенные к практической деятельности, что значительно повышает качество подготовки слушателей.

Важную роль в учебном процессе занимает компьютерная тестирующая система. Она может представлять собой как отдельную программу «вопрос – ответ», не допускающую модификации, так и универсальную программную разработку, где возможна отработка теории на электронных тренажерах. Замечено, что эффективность контроля знаний будет выше, если применять тестирующие системы на разных этапах обучения, накапливать и анализировать результаты. С одной стороны, это дает возможность самоконтроля как для обучаемого, так и для преподавателя, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Таким образом, необходимо отметить, что традиционные средства обучения (методические пособия, учебники и т. п.) быстро устаревают, а обновление компьютерных наработок и пакетов программ может происходить довольно часто.

В практике обучения используется также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. На занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения – проблемная ситуация, при которой для изучения темы, к примеру, аварийной ситуации, необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или их комплексом одновременно.

Особое место отводится экскурсионным занятиям на действующие производственные объекты. Экскурсия позволяет дополнительно изучить ряд вопросов, которые невозможно познать в аудитории.

Активно используется и опыт педагогов-производственников. Участвуя в учебном процессе, они максимально передают свои знания и опыт, повышая качество подготовки рабочих и специалистов.

В заключение следует отметить, что только комплексный подход к организации учебного процесса, постоянное обновление его содержания, планомерное и грамотное использование различных методов и приемов обучения, а также тесная связь с производством даст желаемые результаты и поднимет на более высокую ступень систему последипломного образования.

 

Лилия КАРПОВИЧ,
старший преподаватель Брестского филиала ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ»,
Любовь САВЧУК,
преподаватель Брестского филиала ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ»

 

 

Литература

 

1. Поспелова Т. Как совершенствовать подготовку инженеров-энергетиков? // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 10. – С. 40–43.

2. Козловская В. и др. О подготовке инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение промышленных предприятий» // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 12. – С. 44–45.

3. Нагорнов В. и др. Подготовка инженеров-экономистов в БНТУ // Энергетика и ТЭК. – 2010. – № 1. – С. 47.

4. Севрюк З. Совершенствование производственного обучения инженеров-электроэнергетиков // Энергетика и ТЭК. – 2010. – № 1. – С. 48–49.

5. Положение о комплексном методическом обеспечении учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 138).

6. Гомола А. И. Учебно-методический комплекс студентов как средство повышения эффективности процесса обучения. Среднее профессиональное образование: 2001. – № 2. – С. 11.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

8. Тенденции и перспективы развития последипломного образования. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Минск, ГАЗ-ИНСТИТУТ, 2009. – 120 с.

 

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком