На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Крупным планом

01.02.2010 Нефтяные договоренности. Продолжение следует...

 

Нефтяные договоренности. Продолжение следует…

 

Очередная «нефтяная война», по «традиции» разразившаяся в холодные январские дни, завершена. Поразительно, что нынешний межгосударственный спор о пошлинах на нефть случился аккурат после торжественного подписания известных таможенных договоренностей…

27 января первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер России Игорь Сечин подписали протокол к соглашению от 2007 г., которым в течение предыдущих трех лет регулировались условия поставки в Беларусь российской нефти и раздела между странами экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Подписаны также баланс поставок нефти, методика расчета стоимости транзита российской нефти через белорусскую территорию. Последним документом «пакета» стало совместное заявление вице-премьеров о гарантиях бесперебойного транзита нефти.

По предварительным оценкам МВФ и Нацбанка РБ, последствия «нефтяного шока» для Беларуси обойдутся примерно в 2 млрд долл.

 

Напомним, что основной причиной конфликта между странами стал размер нефтяных пошлин. С 2007-го по 2009 г. Беларусь получала нефть с льготной экспортной пошлиной – 35,6 % от полной. В этом году (наша страна планировала закупить 21,5 млн т российской нефти) Россия предложила поставлять 6,3 млн т без пошлины, а остальную часть – по 100-процентной ставке.

В результате подписанного нового соглашения Россия беспошлинно поставит Минску 6,3 млн т нефти. Эта цифра была вычислена по формуле: внутренний объем внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси (8 млн т) минус 1,7 млн т, составляющих объем внутренней добычи.

Квота беспошлинных поставок нефти может возрасти пропорционально темпам роста белорусской экономики. Первый вице-премьер Беларуси В. Семашко подчеркнул, что достигнутые договоренности дают возможность существенно увеличить оговоренную цифру беспошлинных поставок нефти. К примеру, к 1 октября будут оценены темпы роста белорусской экономики (согласно прогнозам – 10–11 % ВВП), и белорусская сторона имеет право пропорционально увеличить квоту беспошлинных поставок нефти.

В соответствии с достигнутыми договоренностями не будет взиматься пошлина с нефти, поставляемой в Беларусь, при последующем экспорте выработанных нефтепродуктов в Россию. Давальческие объемы российской нефти также не будут облагаться таможенной пошлиной, если продукты нефтепереработки будут вывезены обратно в РФ. В последние годы структура переработки российской нефти в Беларуси сложилась следующим образом: половина ее перерабатывается за счет собственных средств белорусских предприятий, а вторая – как давальческая нефть российских компаний.

Беларусь, в свою очередь, будет вынуждена обнулить экспортную пошлину на нефтепродукты. «Я думаю, что нам придется обнулять экспортные пошлины на нефтепродукты, потому что не может быть двойного налогообложения – 100 % пошлин на поставки нефти и экспортная пошлина на нефтепродукты», – сказал В. Семашко.

Транзитный тариф на прокачку российской нефти увеличился на 11 % – до 4,3 долл. за 1 т. В этом ключе В. Семашко отметил, что белорусская сторона имеет возможность существенно увеличить тариф на прокачку нефти уже в октябре нынешнего года. Утвержденная сторонами методика расчета стоимости транзита позволяет рассчитать затраты и предъявить их российской стороне. В случае если последняя не согласится с представленными расчетами, предусмотрено ежегодное повышение ставки на транзит российской нефти на размер инфляции в РФ плюс 3 %.

Впрочем, учитывая, что Беларусь изначально хотела поднять тариф в несколько раз, даже «ступенчатый» его рост до этого уровня займет семь-восемь лет. По данным газеты «Коммерсант», Беларусь согласилась фиксировать тариф в российских рублях и обязалась учитывать в расчетах тарифа стоимость «альтернативных маршрутов», то есть тарифа на прокачку нефти российской компанией «Транснефть» до Приморска.

Российские эксперты подчеркивают, что в итоге договоренность была достигнута на условиях России, называя одной из причин «покладистости» Беларуси на переговорах начинающийся в стране «нефтяной голод». Отсутствие соглашения угрожало, прежде всего, прекращением поставок сырья для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Поставки со стороны России на белорусские НПЗ были сокращены на 40 % – до 19 тыс. т в сутки в связи с тем, что Беларусь внесла предоплату за нефть на прошлогодних условиях с учетом спецпошлины – 35,6 % от стандартной. Россия же требовала учитывать в цене полный экспортный тариф. Распоряжение ФТС РФ о включении в цену российской нефти и нефтепродуктов, поставляемых в Беларусь, стандартной экспортной пошлины вступило в силу со 2 января. Белорусские НПЗ не заключали новых контрактов на поставку нефти с российскими компаниями, ожидая окончания переговоров правительств двух стран по этому вопросу.

Помимо сложностей с НПЗ смягчение позиции Беларуси на переговорах может объясняться и тем, что, как отмечалось выше, белорусские власти рассчитывают на изменение ситуации уже к осени. В. Семашко уверен, что в условиях Таможенного союза достигнутые договоренности об условиях поставки российской нефти в Беларусь «не смогут долго жить» по объективным причинам.

«Уже в середине нынешнего года при введении общей таможенной территории окажется нонсенсом, что что-то поставляется беспошлинно, что-то квотируется, и вообще у нас выявится большое число пошлин, – сказал В. Семашко. – Я думаю, что и российская сторона это понимает, и будут сделаны дальнейшие радикальные изменения в достигнутых договоренностях».

Как известно, 1 июля должен быть введен единый таможенный тариф в рамках Таможенного союза, и Беларусь вправе рассчитывать на то, что в единое таможенное соглашение будут внесены и энергоносители.

Таким образом, несмотря на подписанное соглашение (по состоянию на 12 февраля, пока не ратифицированное. – Прим. ред.), конфликт Москвы и Минска вокруг льгот по экспортной пошлине на нефть считать исчерпанным рано. Тем более что на ближайшие месяцы запланированы межгосударственные переговоры РФ и Беларуси по целому спектру энергетических вопросов – нефть, газ, строительство АЭС, а на 1 октября назначена сверка баланса поставок нефти.

 

Светлана ШАБЛИНСКАЯ

 

Кстати…

Россию ждет десятилетие падения нефтегазовых доходов. Такой лейтмотив звучал на прошедшей в Москве конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия».

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что доля нефтегазового сектора в ВВП сократится с 25 до 14 % или даже больше. Соответственно, снизятся доходы бюджета от этого сектора. По оценкам А. Кудрина, доходы только от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при цене на нефть 60 долл. за баррель снизятся на 2,5 % ВВП, а доходы от экспортных пошлин упадут на 1,2 % ВВП. Суммарно Россия будет терять в год до 3–4 % ВВП доходов от нефтегазового сектора.

Ряд экспертов прогнозирует в 2010 г. существенное падение добычи нефти в России. Для стимулирования разработки новых месторождений правительство РФ недавно обнулило экспортную пошлину на нефть с 13 месторождений Восточной Сибири. Вскоре список месторождений должен расшириться до 22. Но подобный подход вызвал дебаты в самом правительстве. В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ подсчитали, что из-за этого бюджет в 2010 г. недосчитается около 120 млрд рос. руб. В российском Министерстве финансов считают, что пора уйти от дифференциации налогового обложения по различным месторождениям, регионам и это позволит обеспечить устойчивость поступления доходов от нефтегазового сектора.

В связи с этим Минфин рассматривает возможность заменить нефтяникам НДПИ и экспортную пошлину налогом на добавочный доход. Сами нефтяники также ратуют за то, чтобы их не нагружали налогом, который взимается вне зависимости от финансового результата. Новый налог будет облагать не нефть в момент ее добычи, как сейчас, а накопленную за время разработки месторождения прибыль. Ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении.

 

По материалам сети Интернет

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком