На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Полемика

01.01.2010 Совершенствование производственного обучения инженеров-электроэнергетиков

 

Совершенствование производственного обучения
инженеров-электроэнергетиков

 

Ознакомившись с предложениями Т. Г. Поспеловой [1] и откликами на них сотрудников двух кафедр БНТУ [2, 3], можно отметить актуальность и важность обсуждаемой проблемы. Не вызывает сомнения необходимость совершенствования подготовки как инженеров-электриков, так и инженеров-теплоэнергетиков.

Мое высказанное ниже мнение основано на многолетнем опыте работы в Белорусской энергосистеме и по совместительству – на опыте обучения студентов БПИ – БГПА – БНТУ, а также повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий энергетики и других отраслей экономики в учебных центрах, институтах и ЗАО «Техношанс».

 

Со временем изменяются социально-экономические условия, а в периоды кризисов это происходит особенно быстро, и, соответственно, растут требования к квалификации руководителей и специалистов для повышения эффективности производства. Учебные программы и планы подготовки инженеров-электриков, как и других специалистов, остаются неизменными, т. е. в какой-то мере консервативными [2, 3]. В общем-то это нормальное явление, однако отставания от современных требований не должно быть. На мой взгляд, основной проблемой совершенствования подготовки инженеров является изменение объема программ обучения и сроков их реализации. Видимо, в этом и заключается полемика между сотрудниками кафедр [1, 2, 3], хотя об этом они не пишут.

Не комментируя полемику по отдельным вопросам подготовки инженеров-электроэнергетиков, целесообразно рассмотреть некоторые предложения по совершенствованию производственного обучения студентов энергетических специальностей БНТУ.

Можно полностью согласиться с мнением Т. Поспеловой [1] о необходимости изменений при проведении производственной и преддипломной практик студентов, и чем быстрее это будет сделано, тем будет эффективнее. В период моего обучения по специальности «Электрические станции, сети и системы» в 60–70 годах прошлого столетия и немного позже на практиках студенты получали очень много полезных знаний, которые не могли получить при обучении в институте. Руководители и специалисты электростанций знали, что студенты-практиканты будут работать преимущественно на электростанциях, и поэтому старались максимально передать свои знания и опыт. Это помогало нам дополнительно изучить сложное электротехническое и теплотехническое оборудование, качественно разработать дипломные проекты, успешно защитить их и быстро включиться в работу на полную нагрузку.

В современных социально-экономических рыночных условиях при сохранении в основном старых программ и методов обучения наблюдается ряд особенностей в подготовке инженеров-электриков. Многие студенты не знают, где будут работать, и не уверены, что будут работать по специальности. Не секрет, что некоторым студентам необходим диплом, чтобы позже, имея высшее образование, можно было бы эффективнее работать в сфере управления или заниматься бизнесом, а не инженерной деятельностью. Поэтому для таких студентов прохождение производственной практики является формальной процедурой, которую необходимо пройти по учебной программе БНТУ. Для многих предприятий энергетики и других отраслей, на которых бесплатно проходят производственную практику студенты-электрики, практика также является формальной процедурой.

Что же можно предпринять для улучшения практического обучения студентов-электриков, желающих работать в дальнейшем по специальности?

Прежде всего можно согласиться с Т. Г. Поспеловой о целесообразности объединения преддипломной практики и дипломного проектирования с целью более рационального использования учебного времени, например, для чтения дополнительных лекций и проведения практических занятий по тематике, предложенной ею, с учетом специфики специальности. В качестве преподавателей могут быть приглашены высококвалифицированные специалисты и научные работники Минэнерго, ГПО «Белэнерго», РУП «БелТЭИ», ОАО «Белэлектромонтажналадка», ОАО «Белэнергоремналадка» и др. В этот же период целесообразно проводить со студентами экскурсии на предприятия и специализированные международные выставки для ознакомления их с действующими энергоустановками, с процессом изготовления современного электротехнического оборудования (например, на Минском электротехническом заводе) и т. д.

В современных условиях ряд студентов (особенно имеющих семьи) для улучшения своего финансового положения во время преддипломной практики и дипломного проектирования временно работает на предприятиях токарями, слесарями и другими рабочими низких разрядов, незначительно повышая свою инженерную квалификацию. Предпочтительнее работа студентов-электриков в качестве электромонтеров, электрослесарей, электромехаников для приобретения дополнительных профессиональных знаний и использования их в дальнейшем для работы. Очень полезным было бы побыть рабочими электротехнических или энергетических специальностей и будущим инженерам – экономистам – энергетикам.

Студенты-электрики в период прохождения практики могут пройти дополнительное обучение и проверку знаний для присвоения им квалификационных групп по электробезопасности II и III (при условии работы 3 месяцев с группой II) в соответствии с требованиями Правил [4, 5].

Производственная или преддипломная практика студентов, в т. ч. и объединенная с дипломным проектированием, по моему мнению, должна проводиться только на основе контрактов (договоров) между вузом (БНТУ) и организациями (предприятиями) энергетики или промышленности на платной основе. Организации, принимающие студентов на практику, обязаны создать и обеспечить выполнение условий производственного обучения (обеспечение учебными пособиями, преподавателями, мастерами, средствами защиты работающих и т. п.) и за это получить соответствующую оплату.

В новых условиях экономических отношений вузы, обеспечивающие обучение студентов-электриков, в том числе и платное обучение значительного количества студентов, обязаны платить другим организациям и предприятиям за проведенное ими дополнительное производственное обучение. В таких контрактах должны содержаться конкретные обязательства вузов (программа практики, согласованная с организацией, трудовая и производственная дисциплина практикантов, выполнение ими программы практики в установленном объеме и т. п.). Такая практика взаимоотношений между БНТУ и предприятиями энергетики, а также предприятиями других отраслей экономики как между субъектами хозяйствования будет соответствовать законодательству Республики Беларусь и способствовать исчезновению формального подхода к прохождению практики. При этих условиях нашему энергетическому факультету БНТУ (преемнику БПИ и БГПА) и соответствующим специализированным кафедрам предстоит в смете расходов на каждый год определить затраты и принять решение: платить ли другим организациям за производственное обучение или обеспечивать его собственными силами и средствами, как это частично осуществляется в Московском энергетическом институте на собственной ТЭЦ. На основе технико-экономического анализа и обоснования вариантов, а не путем директивного решения вышестоящих руководителей, могут быть приняты решения о развитии лабораторной и производственной базы: доукомплектование существующих и создание новых лабораторий, учебных полигонов и т. п.

Следовало бы рассмотреть вопросы улучшения сотрудничества специализированных энергетических кафедр с энергетическими организациями, что предлагается Т. Г. Поспеловой [1], например, путем создания филиалов кафедр и лабораторий при Минской ТЭЦ-3, Минских кабельных сетях. Кстати, имеются положительные аналогичные примеры эффективного сотрудничества преподавателей Минского государственного медицинского университета и практикующих врачей Республиканской стоматологической поликлиники, Минской клинической больницы № 3 и других медицинский учреждений, создавших специализированные кафедры.

На мой взгляд, одним из эффективных методов производственного обучения студентов-электроэнергетиков является участие в нем специалистов организаций энергетики. Так, например, в 90-х годах прошлого столетия по приглашению кафедры «Охрана труда» и кафедры «Экономика и организация энергетики» БПИ (БГПА) автор статьи и другие специалисты Белорусской энергосистемы читали лекции для студентов-заочников, имеющих среднее специальное образование и работающих на энергопредприятиях, и консультировали студентов-дипломников дневной, заочной и вечерней форм обучения. На заключительном этапе подготовки инженеров можно было оценить уровень их знаний и восполнить то, что они недополучили за все предыдущие годы. Многие штатные преподаватели также пользовались нашими материалами.

Позже учебные часы преподавателей-совместителей (производственников) были переданы штатным преподавателям кафедр для увеличения их зарплаты, но, к сожалению (пусть они не обижаются на автора статьи), передача знаний не произошла. Это неоднократно обнаруживалось позже при рецензировании и защите дипломных проектов.

Значительно активнее осуществляется сотрудничество квалифицированных специалистов предприятий, профессоров и докторов наук за рубежом (в Польше, Германии и др.): чтение отдельных лекций и курсов-лекций в университетах и институтах, проведение консультаций, совместные разработки программ, нового оборудования и технологий. Эти работы хорошо оплачиваются. В Беларуси данная проблема актуальна и ждет своего решения.

Предложения автора статьи, как и Т. Г. Поспеловой [1], могут восприниматься по-разному. Но очевидно, что в современных условиях требуется спокойно, без эмоций и страстей, внимательно и корректно рассмотреть все предложения, обсудить «за» и «против», оценить «плюсы» и «минусы» и принять решение. Для объективности анализа предложений и разработки программы мероприятий по совершенствованию подготовки специалистов-электроэнергетиков и максимального исключения влияния субъективных оценок целесообразно создать комиссию или рабочую группу в составе представителей Министерства энергетики, Министерства промышленности, Министерства образования, профессора кафедры «Электроснабжение» БНТУ Т. Г. Поспеловой, заведующих кафедрами «Электроснабжение» и «Экономика и организация энергетики» БНТУ, декана энергетического факультета БНТУ, представителей Госэнергонадзора, промышленной энергетики и отраслевого журнала «Энергетика и ТЭК».

 

Зигмунд СЕВРЮК, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, консультант по охране труда и электробезопасности ЗАО «Техношанс»

 

Литература

1. Поспелова Т. Как совершенствовать подготовку инженеров-энергетиков? // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 10. – С. 40–43.

2. Козловская В., Анищенко В., Радкевич В. и др. О подготовке инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение промышленных предприятий» // Энергетика и ТЭК. – 2009. – № 12. – С. 44–45.

3. Нагорнов В., Бокун И., Лимонов А. и др. Подготовка инженеров-экономистов в БНТУ // Энергетика и ТЭК. – 2010. – № 1. – С. 47.

4. Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках. Утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ и Министерства энергетики РБ от 30.12.2008 г. № 205/59. – Минск: Энергопресс, 2009. – 240 с.

5. ТКП 181-2009 (02230) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей / Министерство энергетики РБ. – Минск: Энергопресс, 2009. – 316 с.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком