На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Точка зрения

01.06.2013 «Правила игры» в энергетике опять меняются?!

 

«Правила игры» в энергетике опять меняются?!

 

Окончание. Начало в № 5 (122), 2013 г.

 

Личный опыт разработки нормативных правовых актов

 

Автор настоящей статьи в период работы в «Белэнерго» в 1982–2010 гг. занималась разработкой нормативных документов в области энергоснабжения, энергосбыта и энергонадзора.

В списке документов, подготовленных лично мною или под моим руководством, более 70 нормативных правовых актов, в том числе правил, инструкций, положений и т. п. Мне приходилось участвовать в разработке проектов законов (Кодекса об административных правонарушениях), проектов указов Президента, постановлений правительства и т. п. Словом, о нормотворчестве мне известно не понаслышке.

В 1990–2000 гг. в «Белэнерго» не практиковалась разработка нормативных документов с привлечением на договорной основе исследовательских или проектных институтов. Управления концерна осуществляли эту работу самостоятельно, силами специалистов управлений с привлечением специалистов энергосис­темы. Так, Управлением энергонадзора и сбыта энергии в течение 1992–1996 гг. были разработаны и впоследствии утверждены Минтопэнерго 8 нормативных правовых актов, в их числе:

1. «Положение о графиках ограничения и отключения потребителей электрической энергии и мощности в энергосистемах Республики Беларусь», утвержденное приказом Минэнерго РБ от 12.10.1993 г. № 66 (зарегистрировано в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3216 и не отменено по настоящее время);

2. «Правила пользования электрической энергией», утвержденные приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрированы в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3220 и не отменены по настоящее время, несмотря на издание «Правил электроснабжения»);

3. «Положение о присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы», утвержденное приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрировано в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3222 и не отменено по настоящее время);

4. «Положение по электроснабжению индивидуальных жилых домов и других сооружений граждан», утвержденное приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрировано в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3223. Отменено с выходом нового Положения);

5. «Инструкция по организации учета электрической энергии», утвержденная приказом Минтопэнерго РБ 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрирована в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3223 и не отменена по настоящее время).

Автор этой статьи является разработчиком:

1. «Положения о графиках ограничения и аварийного отключения потребителей тепловой энергии и мощности в энергосистемах Республики Беларусь», утвержденного приказом Минтопэнерго РБ от 23.03.1995 г. № 14 (зарегистрировано в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3218 и действует по настоящее время);

2. «Правил пользования тепловой энергией», утвержденных приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрированы в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3223. Отменены с выходом новых Правил в 2006 г.);

3. «Положения о присоединении систем теплопотребления и теплоустановок потребителей к тепловым сетям энергосистемы», утвержденного приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 г. № 28 (зарегистрировано в НРПА 22.03.2000 г. № 8/3223 и действует по настоящее время).

Все перечисленные выше 8 документов были объединены в одном издании. Это исключало разночтения и упрощало пользование ими по сравнению с действую­щими в настоящее время разделенными правилами, положениями и инструкциями.

С созданием Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (2000 г.) все вышеуказанные нормативные правовые акты находятся в свободном доступе для всех потребителей энергии.

С 2000 г. в «Белэнерго» установилась практика разработки нормативных документов с привлечением институтов различного профиля и статуса, в том числе насаждалась политика найма для разработки нормативных правовых актов отраслевых институтов. Именно так было при разработке «Правил подготовки к ОЗП». РУП «БЕЛТЭИ» два года пыталось подготовить проект, но так и не справилось с этой задачей. Руководство «Белэнерго» обязало меня разработать «Правила подготовки к ОЗП», и я их подготовила за 14 дней (срок установило руководство). «Правила подготовки к ОЗП» были утверждены постановлением Минэнерго и Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.06.2003 г. № 25/20. РУП «БЕЛТЭИ» осталось в стороне, но формально оно, не написавшее ни строчки, является разработчиком Правил.

Аналогичная история повторилась с разработкой следующих нормативных документов:

• ПТЭ и ПТБ теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей (разработчик по договору – РУП «БЕЛТЭИ»);

• «Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2006 г. № 269. Разработчик формально РУП «Белпроект», но фактически мне пришлось подготовить Положение в короткий срок самостоятельно;

• «Инструкции о порядке расчета потерь тепловой энергии в теплоустановках и тепловых сетях потребителей, выявляемых органами Госэнергонадзора Республики Беларусь при проведении обследований потребителей тепловой энергии». Утверждена приказом концерна «Белэнерго» от 13 августа 2001 г. № 116 (формально разработчик – БНТУ);

• «Инструкции о порядке расчетов энергоснабжающими организациями концерна «Белэнерго» расходов тепловой энергии безучетными потребителями». Утверждена приказом концерна «Белэнерго» 05.04.2002 г. № 51 (формально – разработчик БНТУ).

Разработчиками по договорам всех этих нормативных документов назывались вышеперечисленные институты. Но ни один из них самостоятельно не разработал ни одного документа, с некоторыми институтами в итоге пришлось расторгнуть договоры. Разработчиков нужно было научить азам нормотворческой деятельности, законодательству, основам технологии, эксплуатации и т. п. Все приходилось многократно перепроверять, а в итоге писать самой.

Опыт общения с разработчиками показал: если нет аналога документа, с которого можно списать текст, то они никогда не разработают новый документ. Но даже имея аналоги правил и инструкций, ни один из упомянутых разработчиков не в состоянии подготовить грамотный документ.

На сегодняшний день ничего не изменилось. Договор на разработку ТНПА заключается с организацией (институт, центр и т. п.), сотрудники которой в лучшем случае могут списать с аналогичного документа. На практике нанимают персонал заказчика (сотрудника управления, ответственного за разработку), и уже эти работники готовят документ, качество которого зависит от источника плагиата и профессионального уровня сотрудника. То есть договор с институтами – профанация, на языке права он имеет все признаки «притворности», поскольку стороны по договору осознают, что сторона-разработчик договор исполнить не сможет, а будет нанимать сотрудников. Потому и разработки ведутся только по тем ТНПА, которые уже существуют. В итоге имеем слабую нормативную базу, в НПА много недочетов и ошибок. В нормативной базе много белых пятен, многие серьезные вопросы нормативно не регулируются. Например, с выходом Закона «О возобновляемых источниках энергии» не разработаны документы в области энергетики и госэнергонадзора по вопросам подключения к сети энерго­снабжения энергоустановок, работающих  на возобновляемых источниках энергии, порядка ввода и допуска в эксплуатацию таких энергоустановок и т. д. С выходом Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 и введением моратория на проведение проверок за 4 года ничего не разработано по вопросам деятельности Госэнергонадзора. Долгие годы (около 40 лет) действуют «Правила охраны электрических сетей до 1 000 В» и «Правила охраны электрических сетей свыше 1 000 В» (утверждены постановлением Совета Министров СССР в 1984 г. и 1972 г. соответственно), и они до настоящего времени не переработаны. «Правила эксплуатации электростанций и сетей» (Минэнерго СССР, 1982 г.) также не переработаны и т. д.

 

Несколько слов о разработчиках ТКП и других подобных НПА

 

РУП «БЕЛТЭИ» является разработчиком рассмотренных в статье 6 ТКП, «Экономэнерго» – 3 ТКП.

РУП «БЕЛТЭИ» – организация более чем с полувековым опытом работы в энергетике и с большим штатом персонала (более 400 человек). Специализируется на разработке и создании автоматизированных систем управления энергетическими объектами, разработке систем учета всех видов энергии и энергоносителей, предоставлении услуг по комплексному проектированию и строительству энергообъектов «под ключ».

К сожалению, институт не располагает специалистами для разработки нормативных правовых актов по эксплуатации электро- и теплоустановок. Упрекнуть институт нельзя, поскольку разработка нормативных документов им навязывается. При этом она трудоемка и малооплачивае­ма, на нее назначаются непрофильные специалисты, получить от которых консультацию или разъяснение невозможно. Например, разработку «ПТЭ электроустановок потребителей» осуществляли два специалиста лаборатории АСКУЭ.

«Информационно-издательский центр» ОАО «Экономэнерго» – организация с 5-летней биографией и небольшим штатом сотрудников (до 20 человек). Выпускает журнал «Энергетическая стратегия» Минэнерго. Но в отличие от РУП «БЕЛТЭИ» в его штате вообще нет специалистов-энергетиков соответствующего профиля.

Формально именно этот издательский центр числится разработчиком 3 ТКП: «Межотраслевых правил по охране труда при работе в электроустановках», ТКП 290-2010 «Правила применения и испытания средств защиты» и ТКП 427-2012 «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок». Но на деле даже неспециалисту понятно, что эта организация ничего сама не разрабатывает! Схема такая: обычный рутинный плагиат с существующих документов передается заказчику, а уже специалисты заказчика в меру знаний и профессиональной подготовки его дорабатывают и доводят до утверждения.

 

Сложившаяся система тиражирования правил и ТКП. Доступность их для пользователей

 

До 2009 г. все нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, утверждаемые Минэнерго, регистрировались в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и всегда были в свободном доступе в электронном виде. Они также издавались различными организациями на бумажных носителях.

С 2009 г. начальником Управления госэнергонадзора и охраны труда Министерства энергетики установлен новый порядок издания и тиражирования рассмотренных в статье правил и ТКП, а точнее, экономически выгодный порядок заказчику и аффилированным к нему лицам. Так, своим письмом от 25.11.2009 г. № 6-2-2/248 начальник вышеназванного управления установил, что «технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства энергетики Республики Беларусь», удобно обосновав это нормами ТКП 1.1-2004 Госстандарта.

С этого времени издание и тиражирование всех рассмотренных в статье ТКП разрешено только «Информационно-издательскому центру» ОАО «Экономэнерго»: тех ТКП, разработчиком которых числится сам центр, и тех, разработчиками которых значатся РУП «БЕЛТЭИ» или другие организации. Просто театр абсурда!

Так, изданы Межотраслевые правила (Минэнерго и Минтруда, 2008 г.), ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей» (Минэнерго, 2009 г.) и ТКП 427-2012 «ПТБ при эксплуатации электроустановок». Разработчик 2 из них – «Экономэнерго», то есть у него же необходимо их приобретать.

С введением каждого из этих документов организациям – потребителям электроэнергии необходимо было приобрести правила и ТКП на бумажных носителях, затратив немало денежных средств; организовать изучение правил и ТКП специалистами и руководителями; провести ТРИЖДЫ (два раза в 2009 г. и один раз в 2013 г.) проверку знаний правил 72 тыс. потребителей – юридических лиц (МПОТЭ, ПТЭ и ПТБ); ДВАЖДЫ (в 2009 и 2013 гг.) провести проверку знаний (МПОТЭ и ТКП 427-2012) у персонала организаций энергосистемы. При таких масштабах применения правил и с учетом их низкого качества проверки по большей части были проведены формально.

Еще хуже ситуация с ТКП по теплоустановкам. В 2012 г. утверждены и с 1 марта 2013 г. введены в действие ТКП 458-2012 «ПТЭ теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и ТКП 459-2012 «ПТБ при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей». Издание и тиражирование этих ТКП также были поручены издательскому центру «Экономэнерго». ТКП уже действуют, а в продаже их нет – не успели напечатать. Проверка знаний ТКП 458-2012 и ТКП 459-2012 проходит у персонала потребителей при отсутствии этих ТКП на бумажных носителях. Нет этих правил даже в Энергонадзоре (существуют только в электронном виде).

И еще один негативный момент. Невозможность получить и использовать в практической деятельности вышеприведенные ТКП, так как все рассмотренные в статье 10 ТКП существуют в электронном виде только в формате PDF. Всех пользователей ТКП принудили покупать их на бумажных носителях по отнюдь не дешевой стоимости. На официальном сайте Минэнерго размещены 2 ТКП (ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей» и ТКП 290-2010 «Правила испытания средств защиты», оба в формате PDF). Остальные 8 рассмотренных выше ТКП вообще отсутствуют на сайте, а «Правила подготовки к ОЗП» размещены 2003 г. Ни одного ТКП нет на сайтах Госстандарта и БелГИИС.

Получается странная ситуация. Ведь на деле эти ТКП – не объект интеллектуальной собственности заказчика или разработчика, а, на мой взгляд, плагиат, доступ к которому пользователей намеренно и необоснованно ограничен. Тем самым нарушены права потребителей на получение полной и достоверной информации. Эти права закреплены Конституцией, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Прописано это право и в ТКП 1.8-2008 Госстандарта (доступность текстов ТКП и размещение их в сети Интернет).

Так для кого пишутся правила и ТКП? Для чиновников, контролирующих органов, издателей? Или все-таки для субъектов хозяйствования – потребителей и производителей энергии?..

Практику ограничения доступа и пользования ТКП следует немедленно прекратить.

 

Заключительная часть

 

Анализ вышеприведенных нормативных документов свидетельствует о наличии некой нормативной базы. На ее создание потрачены определенные (и немалые) финансовые средства. Вместе с тем совершенно очевидно, что все эти ТКП являются плагиатом, в большинстве своем невысокого качества. Они разнородны, фрагментарны и нормативно не обеспечивают ряд вопросов. При этом практически все они направлены на регулирование конечной области правоотношений в электроэнергетике – взаимоотношений с потребителями энергии. Отмечу основные недостатки, имеющиеся при разработке технических кодексов.

1. Отсутствие единой технической политики.

1.1. Различие в области применения. Так, ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей» действителен и обязателен только для потребителей электроэнергии. ТКП 458-2012 «ПТЭ теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и ТКП 459-2012 «ПТБ при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» действительны и обязательны только для потребителей теплоэнергии.

А вот ТКП 427-2012 «ПТБ при эксплуатации электроустановок» и «Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках», напротив, обязательны для предприятий и организаций – потребителей электроэнергии и для организаций энергосистемы.

Возникает вопрос: почему не выпущены единые правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок? Нет документа, с которого можно списать? Или неверно решение об издании единых Межотраслевых правил и «ПТБ при эксплуатации электроустановок»? Кто ответит?

Эти противоречия свидетельствуют о некомпетентности технических руководителей, ответственных за техническую политику, которые не только не контролируют разработку и издание ТКП, но, вероятно, даже их не читают.

1.2. Различные формы утверждения. ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей», ТКП 290-2010 «Правила применения и испытания средств защиты», ТКП 339-2011 «Электроустановки на напряжение до 750 кВ…», ТКП 336-2011 «Молниезащита зданий, сооружений и инженерных коммуникаций», ТКП 458-2012 «ПТЭ теплоустановок и тепловых сетей потребителей», ТКП 459-2012 «ПТБ при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», ТКП 411-2012 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» – 7 ТКП из 10 утверждены соответствующими постановлениями Минэнерго.

ТКП 427-2012 «ПТБ при эксплуатации электроустановок» и ТКП 387-2012 «Расследование и учет нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и (или) тепловой энергии» – 2 ТКП утверждены соответствующими приказами Минэнерго.

Почему такой подход? Почему министр должен утверждать эти ТКП, а не коллегия Минэнерго?

1.3. Различные органы утверждения. «Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках» утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты и Минэнерго; ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения ОЗП энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии» утвержден постановлением Минэнерго и Минжилкомхоза.

По этим документам хотя бы понятно. Почему ПТБ или ПТЭ не утверждаются совместно с другими ведомствами?

1.4. Форма разработки ТКП. Из анализа ПТЭ и ПТБ электро- и теплоустановок следует, что ТКП имеют разные органы утверждения, различные наименования, область применения, структуру, содержание, объем, терминологию и вообще различные подходы. И те и другие правила не регулируют в полной мере вопросы эксплуатации энергоустановок. Такой формализованный подход к разработке и других технических нормативных документов, когда предлагается тема (название) для технического документа, привел к тому, что ТКП стали откровенным плагиатом – они переписываются с действующих Правил (в основном Российской Федерации) и при этом изобилуют множеством недоработок и ошибок. Это видно на примере ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей», ТКП 427-2012 «ПТБ при эксплуатации электроустановок», ТКП 336-2011 «Молниезащита зданий, сооружений и инженерных коммуникаций», ТКП 411-2012 «Правила учета тепловой энергии и теп­лоносителя» и др.

Даже на этих примерах видно, что в разработке НПА нет системы. Или она все-таки существует, но понятна лишь тем, кто ее придумал?

Нужны унификация и минимизация технических нормативных документов, а в дальнейшем, при совершенствовании нормативной базы, необходима гармонизация нормативных документов по названиям, структуре и содержанию.

2. Нарушения законодательства при введении в действие новых ТКП и отмене действовавших документов бывшего СССР.

2.1. Отмена ранее действовавших документов бывшего СССР производится в нарушение законодательства и не уполномоченным лицом. Письма начальника Управления госэнергогазнадзора Минэнерго от 15.06.2009 г. № 06-34, от 04.11.2009 г. № 6-2/225, от 31.12.2010 г. № 6-2-2/391 и от 18.10.2011 г. № 6–2-2/247 об отмене ранее действовавших Правил Минэнерго СССР изданы с превышением полномочий и нормативными правовыми актами не являются. Они подлежат отмене.

2.2. Письмо Министерства энергетики Республики Беларусь от 04.03.2013 г. № 06-2-1-23/879 о продлении действия Межотраслевых правил издано в нарушение законодательства. Поскольку Межотраслевые правила утверждены совместно Министерством труда и соцзащиты и Министерством энергетики, то продление действия Межотраслевых правил не может разрешаться Минэнерго единолично.

2.3. Письмо Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.07.2012 г. № 04-2-11/2757 о переносе срока введения ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения  осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями  тепловой энергии» и продлении действия «Правил подготовки к ОЗП» 2003 г. на отопительный период 2012/2013 г. издано с нарушением законодательства. «Правила подготовки к ОЗП» 2003 г. отменены постановлением Минэнерго и Минжилкомхоза, этим же постановлением установлен срок введения ТКП 388-2012. Поэтому Минэнерго не вправе выносить такие решения единолично.

2.4. При введение новых ТКП и НПА ранее действовавшие документы бывшего СССР и Министерства энергетики Республики Беларусь не отменяются, одновременно действуют и те и другие. Одновременно с «Правилами электроснабжения» по-прежнему действуют 4 нормативных правовых акта: «Правила пользования электрической энергией» (Минтопэнерго РБ, 1996 г.), «Положение о присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы» (Минтопэнерго РБ, 1996 г.), «Инструкция по организации учета электроэнергии» (Минтопэнерго РБ, 1996 г.) и «Положение о графиках ограничения и отключения потребителей электрической энергии и мощности в энергосистемах Республики Беларусь» (Минэнерго РБ, 1993 г.). Нормативный правовой акт об их отмене отсутствует.

Одновременно с ТКП 427-2012 «ПТБ при эксплуатации электроустановок») действуют 3 нормативных документа: 2 – Минэнерго СССР («ПТБ при эксплуатации электроустановок» – для отрасли электроэнергетики и «ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей») и 1 – Минэнерго РБ («Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках»). Нормативных правовых актов об отмене или неприменении вышеуказанных документов до настоящего времени нет.

Никаких правовых оснований для оправдания такой ситуации нет. Все это вносит хаос и неразбериху при применении нормативных документов.

Со всей очевидностью следует признать, что такой правовой нигилизм в отношении важных нормативных документов в области эксплуатации электро- и теплоустановок приводит к несоблюдению требований этих правил, неверных толкований отдельных норм и положений правил как потребителями, так и надзорными органами.

3. Приведенный анализ разработки, введения, издания, тиражирования ТКП и правил – псевдонормо­творчество.

3.1. Разработчиками ТКП назначаются организации, аффилированные к заказчику, которые самостоятельно ничего не разрабатывают.

3.2. ТКП не проходят не только правовую и техническую экспертизу, но даже редакционную. Качество их очень низкое. Поэтому межведомственным рабочим группам приходится исправлять бесплатно правила, за разработку и издание которых уже выплачены денежные средства.

3.3. Издание большинства ТКП начинается с обмана покупателей и пользователей ТКП. В изданных на бумажных носителях ТКП значится: «Введен впервые с отменой…», то есть книга с каким-либо ТКП отменяет ранее действовавшие правила! Полная безграмотность.

Например, в ТКП 181-2009 «ПТЭ электроустановок потребителей» на титульном листе указано: «Введен впервые с отменой ПТЭ электрооборудования потребителей, утвержденных приказом Минэнерго СССР от 15 июня 1989 г. № 347». Во-первых, неверно указано название Правил Минэнерго СССР. Во-вторых, когда и кем отменен документ Минэнерго СССР? Да и не отменен он вовсе! И такие записи есть в 6 книгах с ТКП.

3.4. Все ТКП архаичны по форме и на практике создают проблемы при изучении, усвоении и применении пользователями.

3.5. Недоступность и невозможность использования в практической деятельность всех ТКП в электронном виде.

3.6. Потребители энергии – пользователи и покупатели всех ТКП и правил – практически отстранены от их разработки. Мнение практиков не учитывается. Права и законные интересы потребителей не защищены, и их никто не представляет, особенно непромышленной сферы (205 тыс. потребителей).

За все это псевдонормотворчество в буквальном смысле платит потребитель: за содержание чиновников, разработку ТКП, в том числе и некачественных, – все заложено в тарифе; оплачивает ТКП на бумажных носителях (1 комплект ТКП: ПУЭ, ПТЭ и ПТБ электро- и теплоустановок стоит 1,5–2 млн руб.); платит за ежегодное обучение на курсах и семинарах по применению новых ТКП; платит за проверку знаний при введении новых правил и ТКП; оплачивает практические пособия по применению ТКП, написанные чиновниками от энергонадзора, и т. д. и т. п.

Таким образом, каждый из вышеприведенных факторов критичен. В совокупности они дискредитируют и подрывают авторитет и Минэнерго, и Госэнергонадзора.

Как и тысячи потребителей энергии, я не жду и не надеюсь, что по изложенным фактам и примерам будет дана правовая оценка деятельности ответственных должностных лиц. Никто не ответит, и ни с кого не спросят за превышение полномочий, никого не привлекут к ответственности за разработку некачественных правил и ТКП, ни с кого не взыщут денежные средства за некачественную подготовку документов. Чиновники отпишутся и оправдаются. Но пусть они хотя бы устранят ошибки, допущенные в ТКП и правилах, прекратят издавать плагиат и займутся необходимыми нормативными документами, которые отсутствуют в сфере энергетики.

 

Татьяна ЯКОВЛЕВА,
заслуженный энергетик СНГ, почетный работник Белорусской энергосистемы

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком